Исчезнет ли большинство привычных профессий в ближайшем будущем и к чему уже сегодня стоит готовиться?

Будущее в кадре

Эксперты предсказывают: в течение десяти лет исчезнет порядка 15% традиционных профессий. Вместе с тем свежие данные Республиканского банка вакансий Министерства труда и соцзащиты говорят о том, что в нашей стране по-прежнему больше всего не хватает водителей (более 3700), медсестер (2900), врачей (около 2700), продавцов (более 2100), поваров (более 1500)... Так исчезнет ли большинство привычных профессий в ближайшем будущем и к чему уже сегодня стоит готовиться?

Фото БЕЛТА

Командная строка

Ирина Васильева, заместитель директора Образовательного центра Парка высоких технологий, руководитель Малой академии (ITeen Academy)


Наша социальная жизнь стремительно меняется. Глобализация, смена моделей ведения бизнеса, экологичность образа жизни и производственных процессов, непрерывное развитие всех отраслей экономики — все это требует появления новых профессий. 

Если говорить о том, насколько нынешние специалисты соответствуют запросам будущего, то, боюсь, что некоторым из них просто нет места в новых условиях. Производство давно уже автоматизированно. Не секрет, что роботы способны заменить как работников тяжелого физического труда, так и легкого. Аутсорсинг все более популярен. А искусственный интеллект?! Он вполне справляется с разного рода интеллектуальной работой. 

По прогнозам футурологов, потихоньку “вымирают” профессии провизора, лектора, логиста, диспетчера, аналитика, риелтора, билетера, лифтера, системного администратора и др. После оцифровки всех библиотек исчезнет необходимость в профессии библиотекаря. Информация будет доступна пользователю из любой точки мира. Очень скоро люди перестанут обращаться к турагентам, поскольку уже сегодня формируют собственные туры через интернет. Хорошо развитые правовые порталы помогут пользователям самостоятельно получать юридическую консультацию, не прибегая к помощи юристов. Заводы по производству генно-модифицированных продуктов станут нормой — они уже производят продукты питания и лекарства, очищают воду и воздух. Очень скоро на домашних 3D-принтерах можно будет печатать еду, не говоря уже об электроприборах, мебели и деталях автомобилей. 

В условиях благоприятного технологического развития мира и нашей страны в частности новые профессии появятся в сферах медицины, наземного и водного транспорта, авиации, ИТ, нанотехнологий, робототехники, образования и др. Сегодня решаются вопросы грамотного распределения электроэнергии, разработки умных электросетей, возможности проведения сетевой медицинской диагностики, развития космотуризма, виртуальной реальности, внедрения высокоточной автоматизированной микрохирургии, беспилотных автомобилей, умных дорог с адаптивным покрытием. 

В таких условиях специалистам будущего надо развивать алгоритмическое мышление, коммуникативные навыки, мультиязычность и мультикультурность, способность к художественному творчеству, эстетический вкус и др.

В каком возрасте начинать формирование навыков? Как и что изучать, чтобы быть в теме? Это вопросы, на которые мне часто приходится отвечать. Без сомнения, многопрофильные специалисты крайне востребованны на рынке труда. Работодатель рад кандидату, который понимает не только свой функционал, но и сущность работы в команде и как связаны процессы работы от идеи до ее полной реализации. 

Мы в курсе тенденций и поэтому в этом году предложили ребятам и их родителям 30 новых комбинированных учебных ИT-программ по 10 направлениям, чтобы дети как можно раньше смогли развить сразу несколько жизненно необходимых навыков и уверенно себя чувствовать в мире, где все будет автоматизировано. Раз многие профессии будут связаны с ИТ, то надо с первого класса знакомить ребенка с компьютером, как инструментом для учебы и работы, учить его создавать информационные материалы, воплощать идеи в цифровой среде и публично защищать свой проект. А старшеклассники пусть учатся разрабатывать серьезные проекты и реализовывать их в стартапе. 

Чем раньше ребенок научится понимать компьютер, исследовать, планировать, работать в команде, достигать поставленной цели, быть ответственным и самостоятельным, тем большим у него будет интерес к творчеству, точным наукам и новым технологиям. А это важный фундамент, чтобы вырастить хорошо подготовленного к профессиям будущего специалиста.

Важен человеческий фактор

Олег Левшунов, депутат Палаты представителей Национального собрания, заместитель председателя Постоянной комиссии по труду и социальным вопросам


Мы сегодня идем по пути четвертой промышленной революции, когда искусственный интеллект и новые технологии призваны заменить человека на участках тяжелой физической и умственной нагрузки. Сегодня и общество, и государство ориентируются на перспективу, на новые технологии. Делаются серьезные шаги в области законодательства. Примером тому Декрет Президента 

“О развитии цифровой экономики”. Вместе с тем мы не должны забывать о двух вещах. Во-первых, во главе всего стоит человек — он создает новые технологии и управляет ими. А во-вторых, есть часть традиционных профессий, которые не исчезнут ни через десять, ни через двадцать, ни через пятьдесят лет, потому что без них невозможно дальнейшее развитие человечества. 

Международные эксперты прогнозируют — 65% сегодняшних школьников будут работать по специальностям, которых сегодня не существует. Называются и профессии, которые будут востребованы в будущем. Например, ГМО-агроном — специалист по использованию генно-модифицированных продуктов в сельском хозяйстве; сити-фермер, занимающийся поиском и использованием небольших пространств для выращивания агрокультур; ИT-генетик, который будет проводить генетический анализ, выявлять и диагностировать наследственные заболевания; тайм-брокер, экоаудитор, трендвотчер и многие другие... Московская школа управления “Сколково” вместе с Агентством стратегических инициатив составили целый Атлас новых профессий, описывающий востребованные профессии в разных отраслях экономики в ближайшие десятилетия.

Однозначно, структура рынка в будущем кардинально изменится. Уже меняется. Многие востребованные ранее специальности теряют свою популярность. Вместе с тем, несмотря на стремительное развитие технологий, часть традиционных профессий никуда не денется. Минимальные изменения претерпят те сферы, где важен человеческий фактор. Взять, к примеру, сферу искусства. Однозначно творца не заменит искусственный интеллект. Или медицину. Врачи нам будут нужны всегда. Да, уже сегодня некоторые операции выполняют роботы. Но ведь делают они это под руководством человека. Машины помогают собрать детали анализа, дают врачам больше информации, но спасти пациента они не смогут никогда. Или обратим внимание на сферу образования — учителя будут востребованы всегда. Учитывая, что большая часть современного труда будет автоматизирована и появится масса людей, которых надо будет переучивать на новую профессию, учителя нам будут нужны больше, чем когда-либо. Особенно высококвалифицированные и мотивированные.

К сожалению, сегодня как раз таки не хватает мотивированных, заинтересованных специалистов. Как показывает практика, многие выпускники школ поступают в тот или иной вуз, но во время обучения меняют свои взгляды, идут работать не по специальности. Это говорит о чем? Не сработала профориентация. Ребенка нужно с самого раннего возраста мотивировать к той или иной профессии — в дошкольном учреждении ориентировать на уровне игр, в школе — на уровне учебных дисциплин. Здесь должны работать и психологи, и педагоги, и родители, и все общество. Если будет вестись обсуждение будущей профессии с раннего возраста, с примерами из жизни, ребенок будет целенаправленно идти к той профессии, которая ему нравится. А значит, не будут зря потрачены и его время, и государственные ресурсы. 

Необходимо пересмотреть и программу образования в учебных заведениях. Теория сегодня важна, но не это главное. Студентам нужно дать возможность получать практические навыки. Об этом и Глава государства не раз говорил. От специалиста, который просидит все годы учебы в аудитории без практики, проку не будет. А экономике нужны высококвалифицированные профессионалы. 

Так что, как бы ни менялись специальности в будущем, задумываться о выборе профессии человек должен с юных лет. Конечно, мир быстро меняется. И вполне возможно, что та профессия, которую ребенок выберет, скажем, в начальных классах, к окончанию школы окажется уже не востребованной. Но ведь суть того или иного направления останется.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter