Футуристические прогнозы - это когда будущее закладывается в головы уже сегодня

Будущее образование

Приятель задумывается, куда будут поступать его дети, и прислал мне 5 цитат известного американского физика–теоретика и популяризатора науки Митио Каку об образовании будущего и тех полезных навыках, которых оно потребует. Мол, где у нас сейчас этому учат?


Сначала давайте посмотрим на сам «японо–американский» прогноз. Вот он: линзы Гугл в глазах (этакие мини–продвинутые компьютерные очки) позволят учиться без запоминания. Умные стены, способные как дать ответ сами, так и связаться с любым ученым, избавят от школ и живых учителей. Соответственно дипломы исчезнут, зато появятся сертификационные центры, где специалисты будут сдавать квалификационные экзамены. Возникнет онлайн–педагогика, а интерактивные учебники смогут сами подбирать для учеников образовательные материалы. Главными навыками станут креативность, воображение, инициатива и лидерство.

Таким будущее образование и жизнь вообще представляются ученому, и это окончательно запутывает приятеля, привыкшего ученым верить. Первым желанием было ответить стихами Некрасова: «Жаль только — жить в эту пору прекрасную уж не придется — ни мне, ни тебе». Но потом задумался: времена, когда футуристические прогнозы делались, как говорится, «от всего сердца», давно миновали. Сейчас кинокритики «живут с проката» и поэтому плохих рецензий не пишут. Глянцевый журнал может позволить себе все, что угодно, кроме правдивого рассказа о доме «высокой моды». Ну а популяризатор науки, делая вот такие прогнозы об образовании, — он чьи интересы, по факту, обслуживает?

Ведь тут даже спорить не хочется: учиться без запоминания нельзя, без учителя никто (за исключением единиц) толком учиться не будет, сертификаты вместо дипломов породят суперузких специалистов, а все те будущие необходимые навыки как раз и строятся на качественном образовании. Хорошо, давайте пусть дети не учат таблицу умножения, потому что уже — пока еще там сделают линзы — есть калькулятор. Или не учат правила языка, потому что в Ворде есть редактор. И получим идеальных потребителей и работников. Умная стена расскажет им, что делать на заводе, куда пойти после и на что потратить заработанное. Интерактивная книга выберет, что читать по силам, а где — слишком уж «многа букаф», а линза в глазу, когда придет время, подберет подходящую пару для создания семьи... Подозреваю, что сам Митио Каку своих потомков определит в совсем другую школу, выпускники которой будут стоять за теми умными стенами или даже ими управлять.

Посмотрим на наше сегодняшнее образование. Письма читателей и интернет полны возмущения: «Дети ничего не успевают! Как можно освоить такие учебные программы?!» А почему мы в 70 — 80–е успевали все: и уроки сделать, и в кружок сходить, и в футбол во дворе погонять? Ни в физике, ни в химии, ни в географии, ни в языках не произошло ведь ничего такого, что бы увеличило тот наш старый учебник больше, чем на главу–две. Я уж не говорю про алгебру, геометрию и биологию человека. А «старое» образование что — было хуже? Да ладно! И хорошей литературы больше не стало, ну честно. Если физику и математику не сократишь, то из гуманитарных предметов что–то вынуть, чтобы уж очень нужное добавить, непроблематично. Почему же учебные дни увеличиваются, учителя не успевают, а ученики не осваивают?

По сравнению с «той» школой я насчитал всего 3 существенно дополнительных предмета: ОБЖ, искусство и информатика. Так и учились 10 лет, а не 11. История с обществоведением — да, тут над учебниками надо серьезно размышлять. Президент не раз обращал внимание: «Надо дать нормальные учебники, прежде всего учебники истории в школы, чтобы дети понимали, что происходило вчера в нашей стране. Взгляд в прошлое — это взгляд в будущее». И вот сколько лет нам еще ждать, пока профильные ученые — а их немало! — раскачаются?

Школьное образование — база для высшего, поэтому определенное влияние на школу Болонского процесса, в который Беларусь вступила год назад, неизбежно. Но и с ним нужно поаккуратнее. А если учесть, что тот самый Митио Каку свое (безусловно, блистательное) образование получил даже не в контексте болонского высшего, а — бери выше — в Гарварде и Беркли, то и правда хочется, чтобы мы взяли от Запада только (и исключительно) самое–самое лучшее, отбросив напрочь все остальное. Потому что — ну запутался физик–теоретик, бывает, а вдруг не запутался, а правду сказал?

mukovoz@sb.by

Фото mentamore.com

Советская Белоруссия № 191 (25073). Среда, 5 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter