Будущее на наших ладошках

Две  недели  белорусские  и  немецкие  ребята  восстанавливали  кладбища  жертв  Первой  и  Второй  мировых  войн

Две  недели  белорусские  и  немецкие  ребята  восстанавливали  кладбища  жертв  Первой  и  Второй  мировых  войн (волонтерские заметки на полях)

Черной нитью прошиты судьбы многих стран — участниц Первой и Второй мировых войн. Черной лентой повязаны кресты погибших в период военных действий. В черные майки облачились участники белорусско-немецкого лагеря под общим девизом «Примирение над могилами павших — работа во имя мира».

Подобные акции проводятся регулярно, их организует Народный союз Германии по уходу за военными могилами. Организация гуманитарная и заботится о сохранении воинских кладбищ, мест захоронений Первой и Второй мировых войн. Основана, к слову сказать, еще в далеком 1919 году. С белорусской стороны лагерь организовывает представительство союза в нашей стране, а также Гродненский государственный аграрный университет и идеологический отдел Гродненского областного исполнительного комитета.

Кстати, деятельность Народного союза финансируется практически полностью за счет благотворительности. В результате более чем полувековой деятельности немцы, белорусы, русские и другие национальности, объединив свои силы, восстановили около трехсот захоронений Второй мировой войны и более ста девяноста Первой. Поначалу было сложно представить, что этим всем занимаются мало того что добровольно, так еще и юноши и девушки в возрасте от 16 до 25 лет.

Мало семей на территории бывшего Советского союза не коснулась война. Новое поколение молодежи уже не так остро ощущает события того времени, ведь отношения с Германией складываются благоприятно. Наверное, именно потому идея «примирения над могилами павших» и должна была стать неким актом памяти для обеих сторон.

Уже в первый день на общей ознакомительной встрече мы поняли, что и нас, и немцев связывает одна цель: не утерять факты истории, не оставить в прошлом события тех лет, восстановить кладбища и установить места захоронений жертв Первой и Второй мировых войн.

-----------------------------------

Гродно

Работу во имя мира мы по-настоящему ощутили, когда наш автобус остановился у одного из гродненских кладбищ времен Второвой мировой войны по улице Берута. На первый взгляд мы не могли сказать, что нам предстоит делать: вроде все ухожено, только немного припорошено листьями. Мы с Марком, членом немецкой делегации, получили наставления от Григория, одного из руководителей: нужно убрать листву и обрезать ветки у деревьев. Остальные ребята принялись стричь газоны, подметать дорожки возле могил и сгребать листву. Действо закипело.

Казалось, только вошли в ритм, как Григорий объявил перерыв. Пошли за территорию лагеря, чтобы немного перекусить и поболтать.

Прошло всего лишь пятнадцать минут, а мы уже опять шли работать. Ребята общались, говорили о жизни, но при этом не забывали о работе.

------------------------------------

Никелевщина

Второй нашей «рабочей» точкой стала  Никелевщина Мостовского района Гродненской области, где посреди леса когда-то мародеры раскопали захоронения Первой мировой. Как нам потом объяснили, искали медальоны солдат, но, видимо, ушли ни с чем. После себя, правда, покинули следы: разрытые могилы. Организаторы с немецкой стороны позже объяснили, что на этом месте планируется сделать братскую могилу и цивилизованное место захоронения немецких и польских солдат. За время работы мы неоднократно натыкались на кости погибших и плиты, на которых можно было разобрать польскую или немецкую надпись: «Неизвестный».

Жаль, но закончить вовремя не успели, уж больно много было раскопано мародерами. Поэтому, собравшись у автобуса, было решено, что завтра вернемся сюда и все доделаем, а затем отправимся на кладбище в Бирюличи.

----------------------------------------

Бирюличи

Совершенно не выспавшиеся, шли на завтрак. Нам опять подали пюре. Немцы сразу задали вопрос: «Много у вас еще картошки осталось?» Что им ответить? Объяснили, что это наш второй хлеб.

В автобусе кто-то досыпал, а кто-то слушал музыку и настраивался. На захоронениях Никелевщина осталось закопать порядка десяти ям и собрать все плиты в один большой крест, чтобы в следующем году знать, куда вернуться. Работали быстро, хотели успеть все сделать. Казалось, только привыкнешь к прохладному утреннему воздуху, как уже слышен голос Григория на ломаном русском: «Коньец работа». Взгромоздив лопату на плечи, пошли к автобусу, который через пару минут уже вез нас в Бирюличи  еще на одно кладбище.

Захоронение выглядело очень опрятно, но не было похоже на традиционные белорусские кладбища. Мы получили небольшой инструктаж и начали доставать из машины газонокосилки, грабли и краску с кисточками, чтобы обновить надписи на надгробных плитах.

Потребовалось всего около часа, чтобы привести кладбище в порядок. Перед отъездом оглянулись и увидели, каким стал газон, надписи на плитах видны даже издалека, а листвы больше нигде не осталось.

Спустя пару дней нам показали немецкое захоронение Береза, которое еще недавно было таким же забытым и неизвестным, как Никелевщина, а теперь там зеленеет ровный газон и возвышаются  три серых креста — символы организации. Часть имен удалось восстановить, в честь остальных возвели крест и сделали братскую могилу.

За время пребывания в лагере мы с немцами посмотрели Гродно, Брест, Минск, Августовский канал и Хатынь. Повезло не только с маршрутом, но и с погодой: жаркое начало сентября лишь немного омрачилось похолоданием в конце поездки. Вдвойне сближало то, что была возможность показать иностранцам город, познакомить с культурой и менталитетом своей страны. Даже после того как полдня поработаешь, придя в комнату, спешишь к немецким друзьям поделиться впечатлениями. Все стало общим: общий язык, который не требовал перевода, общий хлеб, общая работа и отдых. Вот так ненавязчиво пересеклись пути белорусской и немецкой молодежи, облаченной в черные майки с яркими надписями на многих языках и объединенной общей идеей — работа во имя мира.

Что мы вынесли из этих двух недель? Мало просто сказать, что практику разговорного английского, немецкого, приглашение продолжить участие в лагере на немецкой стороне, множество номеров ICQ и электронных адресов. Нет, нечто значительно большее. Мы увезли домой твердую уверенность в том, что мирное будущие наших стран именно в наших руках, в тех ладошках, которые с лопатой в руках совершили тайное действо — «примирились над могилами павших»…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter