Сегодня на рынке России присутствует более 40 тысяч интернет-магазинов. В последнее время у многих из них наблюдается расширение товарного ассортимента до уровня гипермаркетов. И есть предположение, что подобная тенденция сохранится.
Компания J’son & Partners Consulting представила прогнозы развития сегментов рынка интернет-торговли в Российской Федерации в 2015-2018 годах. Везде ожидается рост продаж одежды и обуви, электроники, автозапчастей… Также прогнозируется увеличение сектора «Прочие сегменты», так как наблюдается восходящий тренд проникновения интернет-торговли и дальнейший «выход в онлайн» представителей традиционного розничного бизнеса. Среди наиболее транспарентных игроков отрасли выделяется «Юлмарт»: по объему онлайн-выручки компания сохраняла лидерство в 2014 году. Наибольший относительный рост онлайн-выручки наблюдался у «М.Видео» – в 2014 году интернет-продажи ритейлера выросли на 120%.
Основным средством оплаты заказов в интернет-торговле остаются наличные. В первой половине 2014 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошел резкий поворот в потребительских предпочтениях, который увеличил долю электронных платежей в два раза. Наблюдается дальнейшая тенденция снижения доли наличных в общей структуре способов оплаты на рынке интернет-торговли Российской Федерации.
В отдельных сегментах интернет-торговли присутствует гиперконкуренция: особенно большое количество игроков наблюдается в сегментах «Бытовая техника и электроника», «Одежда и обувь», «Доставка блюд», что обусловлено низкими входными барьерами и высокой популярностью сегментов у потребителей.
В 2015 году объем рынка в России в денежном выражении сократится на 5%, тенденция к консолидации игроков и выделению нишевых интернет-магазинов сохранится. Прогнозируется замедление развития розничного присутствия участников рынка интернет-торговли из-за нестабильной экономической обстановки. Также возможно снижение доли трансграничной торговли из-за ослабления рубля по отношению к конвертируемым валютам. По мнению многих участников рынка интернет-торговли, в 2015 году сохранится тенденция к росту онлайн-гипермаркетов, представляющих смешанный ассортимент товаров. Прогнозируется дальнейшее развитие мобильных приложений игроками рынка интернет-торговли. По различным оценкам, ожидается стагнация и сокращение количества игроков купонных сервисов.
Специалисты выделяют такие главные преимущества интернет-экономики, как обратная связь с клиентом, более эффективная коммуникация, оптимизация бизнес-процессов, доступ на новые рынки, упрощение процесса подбора персонала, снижение издержек на маркетинг. Но в развитии инфобизнеса есть и разнообразные противоречия и препятствия. Грамотные пользователи научились делать так. Пройдутся по магазинам, найдут нужную вещь. Дома эту же вещь заказывают по интернету с доставкой на дом. Так они покупают более дешевые и качественные товары.
Во всем мире интернет-экономика развивается в самых неожиданных направлениях. Так, в Англии семья садоводов придумала продавать разные товары для садоводов (в том числе и червей). Находились они в маленькой деревне (менее 100 человек).
С использованием интернета из маленького семейного бизнеса компания выросла в оборотах до 2,5 миллиона фунтов. Да еще дали немало рабочих мест односельчанам. Небольшая чешская фирма начала вести продажу цветов – половина заказов – через интернет. Около трети – зарубежные заказы. Покупка цветов проходит на голландском интернет-аукционе – там и ниже цены, и более высокое качество.
В России уже более 40 миллионов человек покупают различные товары через интернет и число их растет с каждым годом. (Всего пользователей интернета в России – 73 миллиона.) Они все дольше сидят перед экранами мониторов. Но насколько результативно?
Лишь одно из двух предприятий использует свой сайт для предоставления информации о продукте или услуге. Одно из пяти предприятий малого и среднего бизнеса использует свой сайт для электронной коммерции. Но тот, кто все-таки поймал удачу, преуспевает. Например, первоначальные вложения казанской фирмы, основанной в 1999 году, были всего 350 долларов. Теперь она лидер на российском рынке удаленной торговли цветами. Партнерская сеть составляет более 700 тысяч цветочных салонов в России и несколько тысяч в странах ближнего и дальнего зарубежья. Есть собственная розничная сеть в Москве и Казани.
К сожалению, Россия – страна с убывающим населением. Демографическая яма неизбежна. Но рабочие руки нужны. Отсюда такой наплыв рабочих из стран СНГ. Пусть не у всех из них есть мобильный интернет, но не использовать эту возможность для найма на работу квалифицированной рабочей силы будет ошибкой. Через интернет можно учить их языку страны пребывания, осваивать новые профессии, давать им рабочие места.
За счет распространения интернета самостоятельной и активной частью экономики становятся даже подростки. Они получают возможность не только покупать товары, но и влиять на создание новых товаров. Например, разработчик компьютерных игр делает объявление, что готов создать совершенно новую игру с новыми героями. Игра будет стоить 100 рублей. Но тем, кто пришлет ему 25 рублей, она будет стоить 50. То есть в два раза дешевле. Такая индивидуализация потребления вполне может создать с помощью интернета эксклюзивные и персональные вещи под различные категории людей: разных по возрасту, интересам, занятиям, потребностям. Детализация и рост информированности через интернет приведут к росту требований и компетентности потребителей. Возможно, потребители захотят иметь возможность самим определять состав продукции.
Секрет успешной интернет-торговли прост. Каждодневное живое общение с интернет-аудиторией. При этом следует не забывать регулярно поддерживать сайт новостями. Стараться держать аудиторию в тонусе, объявлять специальные предложения, организовывать видеовстречи и размещать эксклюзивный контент.
Автор публикации: Борис ПРИМОЧКИН