Почему растут средние цены на детское питание

Будьте сыты, малыши

Над психологией маленького чеховского человека в большинстве случаев довлеет двойное неравенство: получать хочется побольше, а платить — поменьше. Поэтому многим ни зарплата, ни цены не нравятся. Такое недовольство заложено в самой человеческой сущности. Правда, есть еще статистика, взирающая на мир через окуляр сухих цифр. Но и очищенные от эмоций цены далеко не всегда радуют. Достаточно сравнить средние цены по Белстату по сравнению с прошлым годом. Естественно, почти по всем продуктовым позициям плюс. Крохотный или солидный, но прибавила в стоимости почти вся «пищевка». «Минусы» единичны: подешевели гречка, свекла… Впрочем, господь с ними, с деликатесной рыбой, красной икрой или копченостями. С обидой, но их подорожание можно пережить вполне безболезненно. Удивило другое: в числе рекордсменов ценового роста оказались продукты для диетического и детского питания. По сравнению с летом прошлого года средние цены на них увеличились на 15—25%. Это повод провести разбор полетов.

Наталля АМЕЛЬЯНОВІЧ аддае на дзіцячае харчаванне каля 100 рублёў на тыдзень

Товары для детей и домашних питомцев одни из самых неэластичных товаров по цене: они дорожают, а объемы продаж либо не падают вовсе, либо снижаются незначительно. Маркетинговая практика, давно превратившаяся в аксиому. Большинство потребителей готовы экономить на всем чем угодно, но для детей и любимых кошечек и собачек выложат на кассе последние монетки. Возможно, это правило сыграло и в нашем случае?

При ближайшем рассмотрении оказалось, что на малышах родные производители не наживаются. Почему же выросли средние цены на детское питание? Сказалась специфика исчисления этого показателя. Замеры снимают с магазинных полок. Поэтому на усредненный результат влияет не только, собственно говоря, стоимость различных торговых марок, но и ассортимент. Если вдруг в торговле оказалось больше наименований продукции и прирост пришелся за счет дорогой группы, то при константе цен по каждой позиции средний результат вырастет. А если стала превалировать дешевая продукция, то средние цены снизятся. Эти колебания присутствуют, хотя потребитель их на своем кошельке и не ощущает.

Да, бытует расхожее мнение, что, кроме правды и лжи, существует еще и статистика. Шутка хорошая и даже справедливая, если подходить к науке однобоко и анализировать только одну таблицу. Чтобы понять ситуацию во всей ее широте и многообразии, необходимо изучать целый комплекс показателей. Если говорить про цены, то их динамику по различным товарным группам весьма точно отражают индексы. А они показывают: да, рост стоимости детского питания за год произошел. Но скромнее — 5—7%. Тоже немало, но более-менее приемлемо: в пределах годовой инфляции. Причем немалый вклад в «плюс» внесла импортная продукция.

В концерне «Белгоспищепром» заверили: производители цены поднимали — скромнее не придумаешь. ОАО «Малоритский овощесушильный комбинат» увеличило их на 5% за последние 13 месяцев. Клецкое ОАО «Гамма вкуса» прибавило менее чем на 2%. Импортные продукты для малышей значительно дороже. Скажем, продукты нашего производства в современной и модной упаковке почти в два раза дешевле импортных аналогов.

Кстати, о зарубежной продукции. Магазинные полки изобилуют разнообразными транснациональными брендами европейского и американского происхождения. Но для нас эти торговые марки выпускаются в соседней России, в которой многие мировые компании обзавелись-таки собственными производственными мощностями. Поэтому на цены импорта влияет курс не доллара и евро, а российского рубля: именно в них номинировано большинство договоров о поставках. А соседняя валюта «гуляет» на весьма широком коридоре: курс ее пока непредсказуем.

Впрочем, экономические откровения последних лет лишний раз показали: глобализация и мировое разделение труда — прекрасная теория. Привлекательная, интересная, но не калорийная: на хлеб не намажешь, в холодильник не поставишь. Да и законы Карла Маркса апологеты инновационных стратегий не отвергают, а внимательно изучают. В том числе и постулаты о суперприбылях. Другими словами, хочешь сделать качественно и недорого — делай сам. По крайней мере, в стратегических сегментах. Да, импорт детского питания присутствует. Но принципиально на сегмент не влияет. Собственных мощностей с лихвой и избытком хватает, чтобы полностью удовлетворить внутренние потребности. Скажем, ежегодно в стране продается около 30 млн условных банок. Приблизительно столько же и производится: излишки экспортируются — около 3,5 млн условных банок. При этом сохраняется приличный запас мощностей.

Справедливости ради надо отметить: не все зависит от производителя. Свои отпускные цены он не поднимет, но есть еще дилеры и торговля. В Министерстве антимонопольного регулирования и торговли заверили: за ценами на социально значимые товары, к которым относится и детское питание, пристально следят. Ретейл к ценам производителей и поставщиков прибавляет 6—24%.

Впрочем, наценка не всегда влияет на конечную цену: иногда торговля увеличивает свою маржинальность за счет более выгодных контрактов с поставщиками. Специальное государственное регулирование отсутствует. Но заигрываться и необоснованно вздувать розничную стоимость социальных товаров ретейл не рискует. В законодательстве же прописано право Совмина своим постановлением вводить ценовое регулирование на определенные категории товаров сроком до 90 дней в году. Пока эта норма не применялась, но она обладает серьезным сдерживающим фактором, отбивая желание хулиганить у всех участников торгово-производственной цепочки. А поэтому малыши точно голодными не останутся и не подорвут своим меню семейный бюджет.

Владимир ВОЛЧКОВ

volchkovvv@mail.ru

Маша просіць кашы


Імклівае павышэнне цэн можна не толькі заўважыць, але і адчуць на сабе. На дзіва, у так званую «групу рызыкі» на гэты раз трапілі малако і прадукты для дзяцей. Яны апынуліся сярод тавараў, сярэднi кошт якiх найбольш павялiчыўся. Пагадзіцеся, гэта не чорная ікра — попыт наўрад ці спадзе. Карэспандэнт «Р» зазірнула ў тры гандлёвыя кропкі з дзіцячым харчаваннем і паразмаўляла з незадаволенымі бацькамі.

Асартымент — вочы на лоб лезуць

Ксенія БЕЗБАРОДКА па-куль купляе для 5-месяч-най дачкі толькі фрукто-вае пюрэ. Браць яго стараецца па акцыі

Спачатку завітаем у адзін з найбуйнейных гіпермаркетаў мiнска. Ад разнастайнасці асартыменту ў аддзеле дзіцячага харчавання вочы разбягаюцца. Кашы розных відаў, малочныя сумесі, сокі, мясныя і фруктовыя кансервы любых вытворцаў…

Цэны таксама «разнашэрсныя»… Сумесі — ад 3 да 7 рублёў за 350 грамаў. Кошт на кашы розных гатункаў вар’іруецца ад 1 рубля 40 капеек да 2 рублёў 30 капеек за 250 грамаў. На фруктовыя кансервы — ад 92 капеек да 4 рублёў.

Мамачкі з каляскамі і таты амаль не звяртаюць увагі на шыкоўны выбар. Яны хутчэй падыходзяць да скрынак i бяруць прадукт са зніжкай.

Бачу, як маці з сынам-падлеткам уважліва вывучаюць састаў малочнай сумесі, выстаўленай на акцыю. Напэўна, прадукт прызначаецца для малой дзяўчынкі ў ружовай шапачцы, якая мірна сядзіць у калясцы і сочыць за мінакамі.

— Як маці сярэдняга дастатку, я добра адчуваю, што кошт на дзіцячае харчаванне нашмат вырас за апошні год. Больш скажу: ён з кожным месяцам расце, — дзеліцца набалелым маці траіх дзяцей Наталля Амельяновіч. — А патрэбы з узростам таксама не памяншаюцца. Вось Аленка з’есць зранку пюрэ і яшчэ патрабуе. Калі ёй не было года, адной баначкі хапала. Раней адзін пачак кашы за тыдзень разыходзіўся, а зараз патрэбна амаль тры такія.

Па словах шматдзетнай маці, з сямейнага кашалька вылятае каля 100 рублёў за тыдзень на дзіцячае харчаванне. І гэта з улікам эканоміі ўсімі магчымымі спосабамі.

Там, дзе танней

Ад разнастайнасці асартыменту ў кропках дзіцячага харчавання вочы разбягаюцца, аднак цэны таксама «разнашэрсныя»

Пасля імправізаванай экскурсіі па буйным гіпермаркеце ідзём у адзін з найбольш «танных» гарадскіх мас-маркетаў. Калі ў першым магазіне было амаль бязлюдна і мамачак даводзілася чакаць хвілін па пяць, то тут сітуацыя зусім іншая. Каля стэлажоў з прадуктамі для дзяцей не праціснуцца (у прынцыпе, як і ва ўсёй краме).

Не сказаць, што цэны ў гэтым магазіне значна ніжэйшыя, чым у папярэднім. Розніца — літаральна ў капейках. Падпільноўваем бацьку, які трымае за руку жвавага гаваркога хлопчыка. Жонка папрасіла купіць грэчневую кашу для гадавалай дачкі.

— На жаль, на акцыі грэчкі няма, так бы ўзяў, — пацiскае плячамі Аляксандр Рудак. — Ужо цэлы год мы з жонкай купляем не толькі кашы, але і пюрэ, тваражкі. Паўгода таму перайшлі на больш танныя айчынныя тавары, каб сэканоміць капейку. Не паспелі азірнуцца — яны ўжо дагналі замежныя. Карацей, за цэнамі не ўгонішся.

Аляксандр узяў самую танную кашу і паклаў у карзінку. На жаль, амаль усе бацькі, якія дзяліліся вопытам, у першую чаргу глядзяць на кошт, а толькі потым на састаў.

— У нас бяруць усё: і кашы, і сумесі, і пюрэ. Зусім не адчуваецца, каб пачалі купляць менш. Гэта ж для дзяцей. Попыт на дзіцячае харчаванне быў і будзе, як бы не падрасталі цэны, — упэўнена мерчандайзер Марына Палевіч, якая выстаўляе на паліцы свежыя пюрэшкі. — Канешне, часцей за ўсё бяруць тавар на акцыі. У нашым мас-маркеце ён змяняецца кожныя два тыдні для розных узростаў.

Палёгка для бацькоў


З надзеяй знайсці больш танныя прадукты для дзяцей і пачуць станоўчыя водгукі бацькоў iдзём у спецыялізаваны дзіцячы магазін. І часткова надзея спраўджваецца. Кошт на асобныя прадукты для дзяцей крыху меншы: на 20—50 капеек. Апрача таго, дадатны момант спецыялізаванага магазіна — больш тавараў на акцыі. Але паўсюль свае «падводныя камяні»:

— У нас няма магчымасці часта тут купляць: жывём далёка адсюль. Вось вырваліся раз на месяц — і тое добра, — калыша 5-месячнае дзіця Ксенія Безбародка. — Канешне, тут дзіцячыя прадукты таннейшыя. Але калі ехаць з другога канца горада, то тыя ж сэканомленыя грошы аддасі на транспарт.

Павелічэння цэн Ксенія пакуль не заўважала: зусім нядаўна скончыла карміць грудзьмі. Дагэтуль маці купляла пюрэшкі, ды і то толькі па зніжках.

Як бачым, заклапочаныя бацькі губляюць час у пошуках таннага харчавання для малых. Гэтая таварная пазiцыя з’яўляецца значнай для пакупнiкоў. I павышэнне цаны ўспрымаецца iмi вельмi балюча.

Вераніка УЛАСЕВІЧ

veronulas@sb.by

Фота Антаніны Хатэнка
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter