Новые правила IAAF дают шанс на победу Марине Арзамасовой

Будьте, как девчонки

В легкой атлетике установили, кого следует считать женщинами. Звучит, как анекдот, но до недавнего времени четких научных границ между полами в одном из самых популярных и массовых видов спорта не существовало. На уровне логики все, конечно, было понятно. И гендерные тесты — изобретение не нашего времени. Но лазейки, тем не менее, оставались, и, соответственно, находились те, кто ими пользовался.

Самый громкий и показательный случай, после которого в IAAF и задались целью навести порядок,—  это победы Кастер Семени. Выступление южноафриканской бегуньи на чемпионате мира в Берлине в 2009 году привело к громкому скандалу. Саму Семеню разговоры за спиной и публикации в прессе волновали мало, но в Международной федерации легкой атлетики решили закрыть перед Кастер «тестостероновый шлагбаум». Уровень этого гормона в организме африканки заметно превышал обычные для женщин показатели. После выполнения предписаний IAAF о снижении тестостерона Семеня на какое-то время превратилась из локомотива, способного на последнем круге (фирменный стиль бегуньи) опередить соперниц на практически любое расстояние, в просто неплохую спортсменку. Однако в 2015 году перед Кастер вновь зажегся зеленый свет. Адвокаты другой спортсменки с похожими показателями — спринтерши Дьюти Чанд — выяснили, что исследований в отношении влияния уровня тестостерона на результаты бега никогда не проводились, и при всей очевидности ситуации формальных поводов применения санкций у руководства федерации нет. В IAAF в срочном порядке запустили программу исследований, а южноафриканка вновь пошла в отрыв, уверенно выиграла множество коммерческих турниров, две Олимпиады и чемпионат мира в Лондоне. Причем в Лондоне абнормальные показатели тестостерона имели уже все три оказавшиеся на пьедестале спортсменки, за мощными спинами которых участвовавших в забеге настоящих женщин (среди которых была и белорусская чемпионка мира 2015 года Марина Арзамасова) просто не было видно. 

Кастер СЕМЕНЯ и ее жена

Опубликованные на прошлой неделе новые правила для атлетов с гиперандрогенией уже со ссылками на научные исследования запрещают выходить на старт женских забегов на 400, 800, 1500 метров и милю плюс соответствующих видов многоборья участницам, уровень тестостерона в организмах которых превышает концентрацию 5 нмоль/л. Причем привести показатели в норму необходимо не менее чем за полгода до предполагаемого старта и в дальнейшем постоянно поддерживать эту концентрацию. Фактически это означает, что результаты Семени и ее соседок по олимпийскому пьедесталу в Рио — Франсины Нийонсабы из Бурунди и кенийки Маргарет Вамбуи — снизятся как минимум на 4 — 5 секунд, что даст шанс для честной конкуренции их более женственным соперницам. 

Марина АРЗАМАСОВА
Старший тренер сборной Беларуси по видам выносливости Андрей Гордеев убежден, что перемены помогут упорядочить ситуацию в легкой атлетике:

— В последнее время часто говорят, что нужно учитывать права спортсменок с отклонениями в организме, но забывают о том, что атлетки с традиционными характеристиками также имеют право на честную конкуренцию. Теперь, надо полагать, все станет более понятно и справедливо и шанс появится в том числе и у нашей Марины Арзамасовой.

Стоит, правда, заметить, что оценить новую реальность на средних дистанциях мы сможем лишь в следующем сезоне. Во-первых, Марина Арзамасова ждет второго ребенка и, вероятнее всего, вернется на дорожку только следующей весной. Во-вторых, новые правила IAAF начинают действовать в ноябре, и оставшиеся в их распоряжении месяцы гиперандрогенные бегуньи постараются использовать максимально эффективно. 

komashko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter