Будславский ружанец

.
...Знаю, знаю, что по-русски следует говорить не ружанец, а четки.

Но в этих краях нитку освященных бусин старинно-черных, из дерева, с серебряным крестиком посередине - кажется, такие брала на службу вместе с молитвенником прабабушка) называют <ружанцем>. Странное, на стыке языков родившееся слово: розы, шипы и... молитвы чудятся в нем чуткому, органом настроенному на возвышенное уху.

Странное на исходе 2000-го рубежа занятие - молитва. Так, может, это вовсе не я с покрасневшими от волнения мочками и забытым в кармане куртки винчестером от <Пентиyма> стою в плотном окружении локтей и макушек под 200-летним сводом храма позднего барокко, вглядываясь в мерцание знаменитой иконы Будславской Божьей Матери? Но тогда кто же так похож в многотысячной толпе собравшихся на безусую молекулу Вселенной - меня?

Ружанец первый - причащение

...Бабушка-коммунистка и бабушка беспартийная имели две разные точки зрения на мое крещение. В результате в храм меня повели, когда я вовсю уже умел читать и писать, а на свете оставалась лишь одна бабушка. (Для сведения: которая по-прежнему исповедовала атеизм).

Но на дворе уже в самом разгаре была перестройка, позволившая мне прямо из октябрят попасть в демократы, минуя пионерскую и комсомольскую фазы развития. Диалектическая картина мира менялась на глазах: шоколадки (или их подделки) продавались только в <комках>, масло и крупы выдавали по талонам, а вкусные колбасы фигурировали лишь в родительским рассказах.

Проверив, как я знаю несколько заученных на слух молитв, мама (сама знавшая их со слов бабушки) сказала, что все будет хорошо. И даже может случиться чудо, потому что Бог - это не поддающееся обычному толкованию явление.

В храме царили полумрак и старушки. Старенький - под стать пастве - отец-настоятель потребовал назвать семь таинств. Я вспомнил лишь одно: таинство брака.

- Рано тебе про это думать, - строго резюмировал экзаменатор. - А может, и вообще не следует, - добавил после задумчивой паузы. - Вдруг выберешь стезю Божью.

О том, что ксендзам браки запрещены, я знал хорошо. Начитанный был мальчик. И обещал подумать.

...После крещения действительно случилось чудо. К костелу, когда мы уже выходили из дверей, подъехал автобус с немецкими миссионерами. Удивительно, но они прекрасно поняли английский язык, на котором я, старательно строя фразы, объяснил причину прихода в храм. Умилившиеся дамы и господа позвали меня в автобус и вручили толстую, в непривычной белой обсыпке палку колбасы, подобной которой я до той поры ни разу не видел (позже увидел - в витринах сытой Европы).

Копченое чудо мы душевно употребили за два дня.

Ружанец второй - крещение

...Неужели на моем лбу что-то написано? Что, интересно? Обычный студенческий лоб с некоторыми выпуклостями для мыслительной гимнастики - как сказал бы физиономист Ломброзо. И тем не менее, не глядя на возраст, мне сделали предложение - стать крестным отцом.

Вместе с юной напарницей (кажется, она называется кумой) мы стоим перед ликом Будславской Богоматери, держа в расписном рюкзачке сопящее чудо. Чудо, до того успевшее продемонстрировать, что умеет громко кричать (если бы только это!), молчит, как будто понимает важность момента. Расти большим, малоразмерное создание, - большим и умным! У тебя отныне два отца - родной и крестный.

Так я впервые - при исполнении - оказался в Бyдславском костеле.

Ружанец третий - восхищение

Ну что такое для Вселенной Будслав? Проедешь - не заметишь! Типичная деревня с деревянными - встречаются, конечно, и кирпичные - домами за дощатыми заборами. Если бы не огромный храм - будто архитектурный Гулливер на фоне лилипутов. Будто кусочек Чехии или Венгрии в захолустном белорусском уголке. Будто каменный чертог, спущенный иноземной волей с неба.

Нет, оказывается, очень даже рукотворное сооружение.

Без подъемных кранов и экскаваторов построили в 1767 - 1783 годах на месте еще более древних каплички бернардинцев и старого храма поднебесное чудо, украсив его замечательными фресками. И самой главной святыней - иконой Будславской Божьей Матери, которая впервые прибыла в Беларусь в 1598 году в качестве презента минскому воеводе Яну Пацу от самого папы Клеменса VIII.

Ружанец четвертый -

освящение

Будславский фест - очень знаменательное для католиков событие. Большой духовный праздник, традиция, встреча с родней и единоверцами.

Я приехал в Буду июльской ночью, когда величественный храм сверкал огнями и действительно напоминал объект неземного происхождения.

Многотысячная людская громада собралась на всенощную молитву, поразив меня разнообразием социальных типов, возрастов и национальностей. Нет, кажется, я не ошибаюсь: здесь и окрестные жители, и сам кардинал Казимир Свентек, и паломники из Польши, Литвы, России, и итальянские дипломаты, и белорусские писатели. И даже - да-да! - мой университетский преподаватель мелькнул в бурлящей y древних стен толпе.

Джинсы, байки, спальные мешки (ночь выдалась холодная), шелковые платочки, парадные френчи, иномарки, автобусы, конные повозки, велосипеды, воздушные шарики, петушки на палочках, бананы и брелоки с изображением Богоматери - все перемешалось в начале июля в Будславе.

Посвященная юбилейному году христианства служба длилась всю ночь и следующий день. Мелодичный и спокойный, как местная река Сервеч, белорусский язык, мудрые евангелические притчи, замечательная духовная музыка - теперь я понимаю паломников, неделю добиравшихся в Будслав - это называется пилигримкой - пешком. Чудо даже не в исцелении тела, которое, по легендам, демонстрирует верникам освященный самим папой Римским древний и прекрасный образ. Сама аура места здесь удивительная.

...И отчего я не подошел к мелькнувшему среди толпы преподавателю? Ведь свобода совести - это нормальная для цивилизованного государства вещь.

Ружанец пятый - посвящение

В сакральном 2000 году в храм прибыл новый настоятель - отец Славомир. Стройный, с обаятельной улыбкой, на 10 (ну ладно, на 11) лет старше меня. И джинсы может надеть в дорогу, как я, и за руль машины сесть, и с компьютером справиться. Увидишь в толпе - не отличишь от молодой генерации.

Но ведь выбрал именно, такое призвание. Как? Почему?

Да очень просто. Захотел, еще учась в школе, стать священнослужителем. И поступил в только что открывшуюся Гродненскую семинарию. Представляю, каково парню из-под Винницы было с подушками и одеялами ехать в Беларусь, в незнакомый город над Неманом, где судмедэксперты уступили насиженное место семинаристам.

- Тяжело - да. Зато и переживания были более глубокие, - говорит отец Славомир. - История вершилась на наших глазах.

<История чего: мира или христианства? - думаю я. - Или и того и другого вместе? Скорее всего, истина содержится именно в последнем утверждении. Но что же такое сегодня, когда из Интернета можно вытащить научный ответ на самый мудреный вопрос: есть вера в Бога? Что скажете, годящийся мне в братья отец Славомир?>

И мой собеседник, год отучившийся в Беларуси и полюбивший ее всем сердцем, а затем пять лет постигавший полезные премудрости в Польше, причем на родине самого Кароля Войтылы, нынешнего папы Римского, задумчиво говорит: на самые простые вопросы нередко требуются самые сложные ответы. Вера - это то, что должен почувствовать в себе сам человек.

Я уже знаю, что в миру ксендза-магистра Славомира звали Николаем Ветлугиным, потому что отец у него был православным, родом из Сибири, а мама - украинкой. И что рано оставшийся сиротой парень вместе с одноклассником, состоявшим на учете в милиции, не попал в дружные ряды ВЛКСМ. И на школьном экзамене будущий пастор получил <тройку> по физике, хотя до того ходил на районные физолимпиады.

Но я знаю и продолжение: сознательно сделавший свой выбор семинарист 2 года старательно изучал философские предметы, а 4 года - богословие, перемежая это штудированием латыни, греческого и итальянского языков. И магистерку - по-нашему диссертацию - писал по Евангелию от Матфея: анализировал смысл 16 - 19-го стихов.

Педагогика, психология, литературоведение - во всем следовало разбираться духовному наставнику.

Чтобы я (тоже!), дитя космоса и Интернета, мог (захотел!) прийти к нему за духовным советом. Чтобы доверял ему. И даже исповедовался.

Эх-ма, но, может, при общении с главным судьей наших поступков не нужны посредники? И ритуальные места - всего лишь условности? И поклоны до пола - тоже?

Я задаю отцу Славомиру эти не каверзные, а просто рождающиеся за моей лобной перегородкой с выпуклостями вопросы. И слышу в ответ, что Бог сам выбрал такую форму общения, которую не всегда понимали даже его преданные ученики - апостолы. А еще голос Бога - это совесть. И отношения со Всевышним - как с матерью. Можно регулярно думать о ней, но не писать и не приезжать. А можно порадовать и навестить. И священники не даром, а для укрепления веры избраны орудием Божьим...

Но ведь и священники - тоже люди, а значит, слабые, несовершенные создания. И религия за две тысячи лет не застыла янтарной каплей с золотым жучком внутри - пытается поспеть за наукой и прогрессом.

- Да, - говорит мой собеседник, - религиозные законы в реальности можно менять. Но не Божьи - они неизменны.

Я подумал: как замечательно, что в Беларуси нет сегодня религиозной подозрительности. Но я понимаю и опасения Валерия Попова из Каменца, написавшего недавно в газете <Беларуская нiва>, что кому-то, видно, хочется, вернуться на четыре века назад, когда <воинствующие католики глумились над православными, православные ненавидели католиков, а во всем оказывались виноваты евреи, следствием чего становились еврейские погромы>.

Молодой (до возраста Христа еще три года), вежливо-предупpедительный с каждой бабкой и каждым крестником своей парафии, экуменист, романтик и прагматик одновременно (отремонтировал накануне юбилея христианства костел, который ему еще до назначения в Бyдслав снился в снах, и, как знаменитая ватиканская базилика, не разочаровал при первом ночном свидании), вернувший знаковым будславским фестам доатеистический размах, он, оказывается, может быть непреклонным в принципах. В вере, которую для себя выбрал. В верности обету, который позволил ему сегодня называться отцом Славомиром, кустошем Белорусского Национального Санктуария Матери Божией Будславской.

Нет, я бы так, пожалуй, не смог.

Но ведь он сам говорит: y каждого в жизни свое призвание.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter