О деревенской торговле

Будни сельской торговли

Сельские магазины потребительской кооперации принято критиковать. Бедный ассортимент, залежалый товар, завышенные цены, если сравнивать с городом. И в этом есть своя правда. Точнее, отдельная ее часть. Потому что за последние годы и в сельской торговле случились заметные перемены, движимые мелким бизнесом и крупными сетевиками.

Еще несколько лет назад считалось, что магазины в районных центрах и деревнях — это миссия исключительно потребительской кооперации. Другие сюда не придут. Невыгодно. Поэтому довольствовались тем, что есть, понимая трудности торговли на селе, где населения — меньше, чем в городе, покупательная способность ниже, спрос — скромнее. Но время делает свое дело. В районных центрах появляются крупные маркеты, в деревнях закрепляются небольшие частные магазинчики. И предложение начинает совпадать со спросом, и ездить в большой город за покупками уже совсем не обязательно. Во всяком случае, с прежней частотой.

Монополия райпо постепенно уступает свои позиции на рынке. Например, в Гомельской области с 2012 года доля потребкооперации в розничном товарообороте сократилась на 4 процента. Посыпать голову пеплом?

Вряд ли стоит. Процесс этот естественный. Конкуренция всегда считалась двигателем торговли. Так оно по жизни и есть. Весной работники Комитета государственного контроля Гомельской области изучали ситуацию в магазинах нескольких районных потребительских обществ. Говорят, результаты лишь подтвердили: конкуренция, если она здоровая, идет только на пользу. Крупные частные магазины, привлекая покупателя ценой и выбором, заставляют торговлю искать новые ходы. И находить их. Причем не только обновляясь внешне и внутренне, но и постепенно меняя систему управления, устоявшуюся годами.

Пример. Буда–Кошелевский район, достаточно близкий к областному центру. Крупный район, много деревень, в райцентре открылся частный сетевой супермаркет, рукой подать до Гомеля при отличном железнодорожном и автобусном сообщении. И кооператоры крутятся. По ценам и ассортименту стараются не проигрывать серьезному оптово–розничному бизнесу. И в целом получается — при всех тех проблемах, с которыми сталкивается ныне потребительская кооперация в глубинке.

Но вот другая географическая точка — Лоевщина. Район меньше, дальше от больших городов, сетевики не представлены. Казалось бы, никто в затылок не дышит, локтями не толкает, условий не диктует. Однако в целом торговая картинка и беднее, и бледнее. Контролеры говорят, что впервые за последние три года увидели в таком масштабе просроченную продукцию на прилавках. Причем даже не в дальней деревне, а в районном городе. Все семь магазинов, которые проверили работники КГК, предлагали покупателям «просрочку» — контролеры насчитали 63 наименования того, что продавалось с риском для здоровья.

Не исключаю, финансовые возможности жителей Лоевского района могут быть более скромными, чем Буда–Кошелевского. Поэтому товар не находит покупателя, залеживается и не распродается в срок. Однако в Белорусском торгово–экономическом университете с точки зрения теории подобную ситуацию трактуют иначе: такой расклад обычно говорит о том, что спрос и конъюнктура рынка детально не анализируются. Отсюда и проблемы. А ведь с появлением сетевиков ситуация в торговле резко изменилась. Очень грамотно нужно работать с ценой и ассортиментом. Едва ли не индивидуально, когда речь идет о магазинах шаговой доступности, которые в основном и представляют райпо.

Потребительская кооперация теряет позиции и перспективы ее развития неоднозначны? Вот здесь не стоит торопиться. Малые деревни по–прежнему остаются за райпо. Частник в глубинку пока не спешит. Опять же магазины потребительских обществ по максимуму представляют интересы нашего производителя. И еще один момент. Любые обстоятельства — личные ли, финансовые — могут заставить коммерсанта свернуть бизнес. Мы это уже проходили. Потребкооперация себе такого позволить не может. Закрыли магазин — значит, пустили автолавку. В том и есть ее социальная миссия, которую пока никто другой на себя не взял. Однако миссия — не оберег. Для того чтобы быть востребованными, все равно нужно развиваться и меняться.

dralukk73@mail.ru

Советская Белоруссия № 116 (24998). Вторник, 21 июня 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter