Накануне 8 Марта мы пообщались с начальником медслужбы отряда спецназначения «Зубр» МЧС Беларуси

Будни подполковника Барановой

КОГДА на турецкие города обрушились удары подземной стихии, одними из первых, кто откликнулся на зов о помощи, были спасатели и врачи Республиканского отряда спецназначения «Зубр» МЧС Беларуси. Начальник центра медицинского обеспечения этого уникального отряда подполковник внутренней службы Татьяна Баранова не сомневалась, что ее подчиненные справятся с вызовом. Ведь в медицине катастроф работают особенные люди. Уверенные в себе профессионалы, способные творить чудеса в самых невероятных условиях. И врачи «Зубра» вместе со спасателями сделали на руинах разрушенных городов все возможное и невозможное.

Подполковник Татьяна Баранова уверена, что «неженских» профессий не бывает.

С Татьяной Барановой мы встретились вскоре после возвращения сотрудников отряда из зоны бедствия. На лицах спасателей еще читалась усталость от тяжелейшей командировки и пережитых волнений. Но домой вернулись с чувством исполненного долга: за время поисково-спасательных работ вытащили живыми из-под завалов шесть человек…

— Это наша первая подобная международная миссия, — рассказала Татьяна Сергеевна. — Главное было оперативно прибыть туда, ведь каждый час — фактически чья-то спасенная жизнь. Боевого опыта работы с последствиями землетрясений у нас не было. Эта природная катастрофа не характерна для нашей местности. Но доставать людей из-под завалов приходилось. Плюс сотни часов практики за плечами… Накопленного опыта хватило, чтобы выполнить поставленную перед нами задачу. Хотя разрушения были катастрофическими, а условия работы очень тяжелыми. Всяческую поддержку оказывали нашим спасателям местные жители. Многие приносили фотографии своих родных и просили помочь с поисками.

С особой осторожностью аварийно-спасательные работы велись у зданий, которые устояли, но были сильно повреждены и могли рухнуть из-за повторных толчков. Татьяна Баранова раскрыла детали невероятной истории спасения двух парней, которые провели под завалами семь суток. Установив звуковой контакт с двумя пострадавшими, белорусские спасатели проделали технологический проем и укрепили обломки конструкций здания, вызволив пострадавших из каменной ловушки. Местные жители встретили спасение самыми настоящими овациями.

Поскольку беседовали мы с Татьяной Сергеевной накануне 8 Марта, хотелось услышать ее рассуждения о «женских» и «мужских» профессиях. Вот медицина катастроф — это кому больше по плечу? Но она все время возвращала разговор ближе к делу, ясно давая понять, что в ее представлении «неженских» профессий не бывает. Знаете ли вы, например, в чем главное отличие медицинских работников МЧС от врачей скорой? В том, что они работают в эпицентре происшествия. В случае ДТП или обрушения здания оказывают помощь пострадавшему прямо в машине или под завалами, пока спасатели его деблокируют из-под обломков. Обычно на происшествия такого рода выезжают работать две бригады медицинских работников. Вызволив пострадавшего из плена, МЧС передают его врачам скорой помощи.

Почему важно оказать помощь как можно скорее, еще до приезда скорой? Есть правило золотого часа, объясняет Татьяна Сергеевна, отсчет которого начинается после получения травмы. Помощь в течение первых 60 минут обеспечивает самый высокий уровень выживаемости.

Разговор заходит о умениях и навыках, которые нужны медицинскому работнику МЧС. Он, само собой, должен уметь работать с оборудованием, правильно интубировать, накладывать шины, воротники, жгуты... Но первостепенное значение имеют навыки реаниматолога. Кстати, в этом году в МЧС стартует обучающий проект. Врачи скорой помощи пройдут дополнительное обучение в России на курсах по организации преподавания первой помощи. Программа охватывает множество тем: как аккуратно извлечь пострадавшего из автомобиля, реанимационные мероприятия, виды и способы остановки кровотечений, действия при ожогах, обморожениях, различных отравлениях.

Татьяна Баранова показывает рабочее место медицинского отделения — реанимобиль для оказания скорой медицинской помощи. Машины медицинской службы МЧС и скорой очень похожи, единственное отличие — у первых более расширенный функционал реанимационного оборудования. Внутри аппарат ИВЛ, кардиомонитор, аппарат ЭКГ, травматологическая укладка, многофункциональная каталка с опцией смены положения и ковшовые носилки, чтобы самым щадящим способом переложить пострадавшего с земли на каталку. Есть даже вакуумный матрас. В него заворачивают пострадавшего и откачивают воздух, чтобы он принял форму тела пациента и затвердел. Говорят, такой матрас — незаменимая вещь, если у пострадавшего тяжелая травма позвоночника, а больница далеко…

В связке на выезде работают трое: врач, фельдшер и водитель-санитар. Расчетное время на сборы — минута. Основная специализация отряда — поиск и спасение при обрушениях. Но немало и других экстренных ситуаций. Врач МЧС Юрий Гелеклиди, который подключается к разговору, отмечает, что в работе медиков МЧС сильно чувствуется сезонность:

— Осень — зима — период пожаров. Горит все: печи, камины, обогреватели, новогодние ели… Идет очень большой поток пострадавших с отравлениями продуктами горения и ожогами. Много провалившихся под лед рыбаков — обморожения, утопления… Летом тоже часто выезжаем на водоемы, оказываем помощь купальщикам. Бывают такие дежурства, когда за сутки передохнуть некогда.

Ситуации за многолетнюю практику случались самые разные. Однажды помощь врача-спасателя понадобилась крановщику, которому стало плохо в кабине на высоте более 50 метров. Да и дети доставляют немало хлопот. Застревают в самых неожиданных местах: под рельсами, в батарее отопления, балконных перилах, стиральной машинке и даже в системном блоке компьютера…

Для поддержания хорошей профессиональной и физической формы медики-спасатели постоянно тренируются и в учебном зале, и на полигоне. Все навыки отрабатывают на специальных манекенах, которые могут имитировать практически любую травму. Самый популярный — манекен-тренажер Аннушка. На нем медики учатся проводить реанимационные мероприятия.

Помимо отточенных до автоматизма навыков реанимации медик-спасатель должен обладать и особым набором личных качеств, считает Татьяна Баранова:

— В своей работе мы постоянно сталкиваемся с чужой болью и сами нередко оказываемся в опасных ситуациях. В таких условиях, когда времени на принятие решения практически нет, а от каждого твоего действия зависит чья-то жизнь и иногда твоя собственная, нужно быть хладнокровным, чтобы в трудную минуту не растеряться и все сделать правильно. И, конечно, эмпатия, без которой в нашей профессии нельзя.

gorbatenko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter