Будни и радости старой деревни

Как обустроить глубинку?

Как обустроить глубинку?


Во время поездки в Слуцкий район решил заглянуть к нашим «авторам» из деревни Малышевичи, откуда в редакцию пришло коллективное письмо. В потоке корреспонденции, который проходит через журналистов «СБ», оно не выделялось оригинальностью. «Улица в непогоду размывается так, что по ней не проедут ни «скорая», ни пожарная», «уличные фонари не светят», «на всю деревню четыре водоколонки, а в колодцах воды нет». Типичные неустройства самой обыкновенной глубинки (до Слуцка от Малышевичей 25 километров). Но ситуация как раз и любопытна типичностью.


Впрочем, как в каждой деревне, в Малышевичах нашлись свои изюминки. На пятачке, упирающемся в совхозное поле, в окружении спиленных деревьев и прочего мусора лежит памятник. На выцветшем камне с трудом, но различимы «дореволюционные» буквы: «Александръ Новицкий, священник малышевицкой церкви и его жена Марiя». «На этом месте стоял храм, в войну его разрушили, — попыхивая люлькой, рассказывает 76–летний дед Пискунов. — А памятник священнику уцелел». Но время его подточило: штырь, скрепляющий памятник с постаментом, сгнил и кусок деревенской истории свалился на землю. «Надо бы его поднять, мусор отсюда вывезти, это же святое место, — рассуждает старожил. — Куда местная власть смотрит?»


На помощь местных органов рассчитывает и 80–летняя Любовь Ивановна Сечко. Здоровье у бабули слабое, часто пошаливает. «Ехала как–то за мной «скорая» и забуксовала на нашей улице. У нас, когда тают снега или дождь льет, ни проехать ни пройти, — взволнована Любовь Ивановна. — Другой раз пришлось самой баллон с газом на санках тащить. Газовщики доехали до деревни, глянули, что тут «болото», и стали».


В Малышевичах из 86 человек почти все пенсионеры. На свои силы они не надеются, ждут подмоги от государства. «Я живу на пенсию. Как мне вызвать машину из города, чтобы лампочку над домом поменяли?» — говорит Сечко.


Ее соседка Клавдия Гурбо перебралась в Малышевичи из Слуцка. Клавдию Семеновну хорошо знают в местном сельсовете и райисполкоме. Она активно «пишет», чтобы привлечь внимание к проблемам деревни. На днях лед тронулся. В Малышевичах зарокотали экскаваторы и КамАЗы. Их рокот был дивной музыкой для слуха стариков. Ямы посреди улицы зарыли, провели отводные каналы... «Спасибо райисполкому. Жаль только, что ждать пришлось долго...» — подытожила Клавдия Семеновна.


Действительно, у районных властей руки до удаленной деревушки дошли нескоро. «А что же председатель сельсовета? Ведь ему же о ваших проблемах должно быть хорошо известно. Он для вас самая первая инстанция», — поинтересовался у стариков. «Мы председателя видим реже, чем районное начальство», — покачали головой Леонид Пискунов и Любовь Сечко.


Анатолий Акулич, глава Рачковичского сельсовета (на территории его находятся Малышевичи), упредил мои вопросы: «Лимит топлива в марте на машину составил 27 литров. А в моем «ведомстве» 15 деревень. Два раза вызывали в Слуцк. Тут не разъездишься». Собственных средств сельскому органу власти хватает только «на зарплату и письменные приборы». В местную казну отчисляются налоги на недвижимость и на землю. За прошлый год поступило 11 миллионов. «С такими ресурсами остается уповать на помощь района и местного совхоза. Благо она есть. Но если б хотя бы половина подоходного налога с населения, которое проживает у нас, оставалась в сельсовете, мы бы уже давно благоустроили Малышевичи и остальные деревни», — размышляет Акулич. Видно, что тема эта наболевшая, не раз передуманная...


Вернувшись в Минск, позвонил в Минстат. Узнал, что в стране насчитывается 23.735 сельских населенных пунктов. Среди них немало деревень, подобных Малышевичам: полузабытых, полуустроенных, угасающих...


«Из 15 сел на моем участке только 3 имеют будущее, здесь молодежь, дети. В остальных доживают старики, все больше пустеющих и разваливающихся хат», — делится собственными наблюдениями председатель Рачковичского сельсовета.


Америку, конечно, он не открыл, дело известное, но как быть с такими деревнями? Пусть они не имеют производственных перспектив, но нельзя же забывать о людях. «Ни в коем случае! — соглашается со мной председатель парламентской комиссии по аграрным вопросам Михаил Русый. — Тем более прописаны социальные стандарты, которые должны выполняться в глубинке. Но трудность в том, что финансирование этих стандартов не закреплено ни в республиканском, ни в местных бюджетах. Нет такой строчки! Думаю, она необходима».


«Если благоустроить деревню, сюда и молодежь потянется. По крайней мере, захочет иметь здесь дачи, — считает Клавдия Гурбо, — а это тоже полезное дело. Земля дичать не будет...»


В Малышевичах сейчас хорошо, спокойно — душа отдыхает. Кстати, добротный домик с банькой и прочими прелестями сельской жизни можно купить всего за 1 — 2 тысячи долларов. Расценки по меркам города смехотворные. Вот только мало кому нужны эти самые Малышевичи...

 

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter