Государство будет жить, потому что при таком подходе деревня тоже никуда не денется и тоже будет жить

Будет жить деревня

«Для меня белорусский народ — это самый гордый, самый большой, самый величественный. Я — Президент этого народа. Я из этого исхожу. Поэтому я могу сделать только то, что могу. А если я понимаю, что люди это не воспримут, что они меня осудят за это, если я чувствую, что они меня не одобрят, я буду добиваться, чтобы они меня поняли. И когда они меня поймут, я это сделаю. Не поймут — я делать не буду. Вот и всё...» Эти замечательные слова сказал Александр Лукашенко при посещении Березинского биосферного заповедника 31 октября.

Прежде всего они относились к формированию внешней политики Беларуси в контактах с США, обязательному соблюдению национальных интересов. Но кто не знает: такого же подхода наш Президент придерживается во всей своей многогранной деятельности. А именно — опираясь на мнение белорусского народа, его понимание при принятии решения по любой волнующей людей проблеме. И уж абсолютно точно — по отношению к деревне, ее настоящему и будущему. Тут у Главы государства на протяжении трех десятилетий политика понятная и простая: будет жить деревня — будет жить страна! Известно, что и до своего президентства Александр Лукашенко исповедовал это особенно трепетное отношение к крестьянам, их труду, заботам и успехам. Потому что и сам белорусский лидер — оттуда, от земли, из крестьян.

В минувшую пятницу в Лепельском районе помимо много чего еще Президент оценил результаты стараний по воплощению в жизнь его идеи о создании деревни будущего. На примере агрогородка Домжерицы: «Лес, чистая вода и чистый воздух — что еще нужно, чтобы нормально жить? Школа, детский сад, все необходимое, работа. Главное, что есть сбыт, есть спрос на вашу продукцию. Нам надо агрогородки делать такими, как в Домжерицах... Не будет деревни — не будет и государства. Поэтому наша главная задача — там, где есть возможность построить эти центры, а где-то сохранить, туда будем направлять средства».

В который раз руководитель страны активно агитирует соотечественников в пользу деревенского быта, жизни за городом, своего клочка земли, где можно и к своим сельским истокам вернуться, и найти себе дело по душе, на полную грудь дышать свежим воздухом, любоваться красотами белорусской природы.

Но только агитировать мало, необходимо создавать эти самые условия. Что, собственно, и делается у нас в Беларуси из года в год. И не только в Домжерицах, это относится ко многим агрогородкам Беларуси, которые, конечно, могут соревноваться по условиям производства и быта, но общее у них одно: они уже образец для подражания, сюда активно просятся на работу и приезжают жить люди. 

Правда, если все же акцентировать внимание на Домжерицах, справедливости ради стоит отметить: здесь, в заповедной зоне, усилиями Управления делами Президента, а также самих сельчан мало того что создан достаточно комфортный сельский уголок, так еще и расположен он в уникальном природном месте. Это первое, что, впрочем, не каждому агрогородку уготовано Всевышним. А вот второе, что уже под силу любому из побратимов Домжериц, — это способность развивать подходящие прописке производства помимо сельскохозяйственных. В лепельском агрогородке, который посетил Президент, это деревообработка, что вполне понятно и правильно: ведь расположен он в лесу, в самой, что называется, сырьевой зоне. Но и в других крупных деревнях есть возможность организовать и развивать подсобные промыслы, и порой иные из них могут быть доходны и выгодны не менее, чем чисто сельскохозяйственные. 

Именно поэтому Президент требует тиражировать такие, как в Домжерицах, и иные доходные производства. И даже, для мотивации, получать под эти цели ссуды под «смешной процент».

— Это и не жалко, — мнение Главы государства. — Потому что окупаемость высокая. Главное — реализация идет. Почему не делать? Витебскую область надо «натыкать» такими производствами.

Весьма дельное предложение. Глава государства, как всегда, четко улавливает выгодные для страны вообще и конкретной местности в частности тенденции, практически немедленно требуя их распространить по другим приемлемым адресам. Чтобы полезный опыт был заимствован. Более того, урок Домжериц должен пойти впрок всему северному региону, который порой ищет варианты дополнительных специализаций и компетенций в сельской местности. А еще некоторые выводы, сделанные Президентом в Березинском биосферном заповеднике, — в продолжение того строгого и принципиального разговора, который состоялся 24 октября на совещании о мерах по обеспечению устойчивого развития Витебской области и ситуации с падежом крупного рогатого скота в Республике Беларусь. В ряду других важнейших направлений, намеченных тогда, это одно из них, которое непременно поможет не только сохранить деревню, но и социально, экономически развить ее, поднять на должный уровень привлекательность жизни и занятости.

И вовсе не обязательно при этом, чтобы населенные пункты даже претендовали на статус деревень будущего, как те же Домжерицы или, скажем, агрогородки Остромечево в Брестском районе, Копысь — в Оршанском, Лясковичи — в Петриковском, Залесье — в Чечерском, Обухово и Вертелишки — в Гродненском, Снов — в Несвижском, Малые Словени — в Шкловском районах. Список лидеров социально-экономического развития и кандидатов на эту роль в каждой области можно продолжать… Для Витебской же в контексте заданной темы мы говорим об обычных крупных деревнях, где для многих из них пока недостает совершенно простых инициатив и определенных инвестиций для развития малого предпринимательства, частного бизнеса и, как итог, успешного социального развития. А у некоторых — и для элементарного в обозримой перспективе сохранения, о чем справедливо и заблаговременно заботится наш Президент. 

Кстати, потенциальных оппонентов и противников заранее прошу не беспокоиться. А то как только речь, да еще на официальном уровне, заходит о сохранении и уж тем более выживаемости белорусской деревни, они сразу же поднимают вой из своей подворотни: дескать, загибается село, совсем умирает… Так вот, похожие тенденции — на упадок жизненных функций — испытывают деревни не только у нас, но и в большинстве стран Европы. Сам лично видел это в Германии, Польше (о странах Балтии уже не говорю: там при больших дождях или иных уже обычных для нас природных катаклизмах бросают технику, разводят руками и не засевают поля в надежде на евросоюзовские подачки и продукты), где пустеют деревни и власти безуспешно ломают головы над тем, как удержать молодые ресурсы в их пределах. И, что-то мне подсказывает, выхода они так и не нашли…

Ну а белорусское сельское хозяйство всеми своими результатами, включая и большой экспорт продукции в более чем 100 стран мира, как раз свидетельствует далеко не в пользу своей так называемой кончины, а ровным счетом наоборот. Что это, если не разумная и рациональная государственная политика в адрес деревни?..

Но факт остается фактом: сами в свой адрес с аплодисментами подождем — хватает проблем, о чем мы хорошо осведомлены. И резервов тоже достаточно. И их мы хорошо видим. Государство будет жить, потому что при таком подходе деревня тоже никуда не денется и тоже будет жить.

— Молодцы, что сделали такую деревню. Это правильно, это — будущее. Я буду пропагандировать, чтобы люди приезжали сюда и учились, как развивать агрогородки. Это образец, какой должна быть деревня, которую мы хотим сохранить, — сказал Александр Лукашенко в Домжерицах.

Слышите: мы хотим. Мы знаем, как это сделать. И сохраним!

mikhovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter