
«Артель» — совершенно особенная группа художников, которых объединяет не столько дружба (большинство из них скорее индивидуалисты), сколько честное отношение к творчеству и, конечно, талант. Кто–то, возможно, подумает, что честность в живописи — это способность изображать жизнь такой, какова она есть на самом деле. И в этом есть доля правды. Но настоящая честность художника заключается в том, чтобы выражать то, что думаешь и чувствуешь в глубине собственного сердца, не пытаться никому подражать, не гнаться за денежным успехом, не идти на поводу у моды и говорить собственным голосом, даже если он надтреснут и слаб.
А у «артельщиков» голоса как на подбор яркие и своеобычные. Не случайно все они с успехом выставляются в самых разных странах, в том числе и в тех, которые испокон веков задают тон в изобразительном искусстве. Франция, Англия, Нидерланды, Германия, Италия, США, Россия — вот неполный перечень государств, где знают и любят их живопись.
Первая совместная выставка «Артели» в 2004 году прошла с оглушительным успехом. Через год состоялась новая выставка, посвященная 100–летию со дня смерти выдающегося российского художника Виктора Борисова–Мусатова. Именно тогда выкристаллизовались те идеалы, на которых и держится «Артель»: духовность, тонкость, аристократизм, стремление к абсолюту, к Богу. Идеалы Серебряного века, которые были порушены, когда наступил XX век с его воинственной грубостью и низкопоклонством перед самыми низменными вкусами.
Лидер объединения «Артель», член союза художников Беларуси и международной гильдии художников Григорий Нестеров: «Я сам вышел из народа, и все мы вышли из народа. Бывают времена, когда нужно идти в народ, возвращаться к традициям, к основам, к фольклору. Это необходимо, когда искусство слишком оторвалось от почвы, улетело в высокие сферы, и ему нужна приземленность. Сейчас, на мой взгляд, в обществе вновь востребованы понятия благородства, честности, порядочности — все то, что было утрачено в погоне за примитивизмом, в стремлении к заигрыванию с плебсом».
21 ноября 2008 года Григорий Нестеров сформулировал нечто вроде манифеста художников новейшего времени. В нем пять пунктов:
1. Подчинение разума чувству и сердцу человека.
2. Принятие реальности.
3. Постижение глубины и тайны мира.
4. Форма не самоцель, но способ проявления души и тела.
5. Правда чувства, искренность, сочувствие, человечность, культура, мастерство, качество живописи.
Эти пять пунктов — основа мировоззрения «Артели». «Артельщики» не приемлют убогое плоскостное искусство, в котором вместо цвета и света — примитивная раскраска, вместо картин — инсталляции и хеппенинги. Они стремятся вернуть миру полноценную живопись, которая была бы в согласии с человеческим сердцем. Отсюда и родилась идея сделать выставку, посвященную счастью. Нет, не тому попсовому, лубочному, потребительскому счастью, от которого прямой путь к депрессии и цинизму.

Но тогда что такое счастье?
По моей просьбе Григорий и Наталья Ивановы в кои–то веки собрали у себя почти всех «артельщиков», чтобы поговорить на эту животрепещущую тему. И оказалось, что сформулировать идею счастья в словах совсем непросто. Кто–то сказал, что оно «нечаянно нагрянет», кто–то — что это Божий дар, отражение души.
«Я, например, всегда испытываю большое счастье, когда встречаюсь с таким букетом художников, которые есть у нас в «Артели». И все они интересные, разные. Всегда интересно встречаться на выставках», — призналась преподаватель художественной гимназии Алла Страута.
«Счастье — это когда на душе покой. И когда есть возможность творчески работать каждый день. Это для меня большое счастье. И еще чтобы в семье было все хорошо. То есть покой, семейное счастье — это должно быть обязательно. Это дает толчок к творчеству, к созданию каких–то новых картин», — мнение художника Натальи Ивановой.
Я заметила, что счастьем наполнены ее собственные картины.
«Это да! — согласилась она. — У меня картины излучают счастье, потому что я хочу во взрослом человеке разбудить ребенка. Это очень важно, потому что только в детстве мы можем быть по–настоящему счастливы, по–настоящему веселы, по–настоящему восхищаться. Во взрослом состоянии это очень сложно. И чем старше, тем сложнее».
Так постепенно я переговорила со всеми художниками. И чем глубже мы погружались в дебри тонких ощущений и мыслей живописцев, тем яснее я понимала, что счастье следует искать не в разговорах, а именно в картинах. И что прав Сергей Писаренко, сказавший: «Приходите на выставку, будет уникальная возможность увидеть художника на фоне его работ, задать вопрос и сгенерировать какие–то полезные мысли».
У тех, кто попадет на выставку в день открытия, будет к тому же уникальная возможность купить изданную в Канаде 560–страничную книгу Григория Нестерова «Часы истории: Ритмы мировой культуры». В ней представлен новый, оригинальный взгляд не только на культуру, но и на историю человечества. Это открытие неизвестных ранее законов исторических циклов и их повторяемости, которое позволяет предвидеть дальнейшие этапы в развитии культуры и без потерь встроиться в этот процесс.
Выставка в Национальном центре современных искусств продлится до 6 мая.