Санкциям Запада противопоставили инновации и кооперацию

Будет сделано в союзе

ЧТО противопоставить западным экономическим санкциям? Вопрос актуальный как для России, так и для Беларуси. Выход российские и белорусские предприятия и специалисты ищут вместе.

Крупнейшими заказчиками самосвалов серии БЕЛАЗ-7558 являются горнодобывающие предприятия России.
BELAZ.BY

Один из вариантов — выпуск конкурентоспособной продукции. Как это делает, например, белорусское ОАО «БЕЛАЗ», занимающее треть мирового рынка карьерной техники. О преодолении санкционных последствий в минувший вторник в Минске размышляли руководители Министерства промышленности Беларуси и крупнейших предприятий. 

— Мы рассматриваем западные санкции как попытки прикрыть политическими мотивами недобросовестную конкурентную войну, — заявил первый заместитель министра промышленности Беларуси Сергей Гунько. — Почему против БЕЛАЗа пытаются ввести ограничения? Потому что предприятие благодаря масштабной реконструкции уверенно теснит на мировом рынке других производителей аналогичной техники. Однако ситуация у нас абсолютно контролируемая. Узлы и агрегаты, на поставку которых введены ограничения, мы заменили аналогами из других источников, причем зачастую более высокого качества. Так что все свои обязательства перед покупателями выполняем. 

Еще один типичный пример — разработка и производство электротранспорта. В этом сегменте белорусская промышленность оказалась на острие технологических атак конкурентов. В качестве ответа на уровне правительства решено сделать акцент на развитии инновационной продукции, разработана соответствующая программа на несколько лет. В частности, планируется отказаться не только от экологически небезопасного двигателя внутреннего сгорания, но и от самого водителя, заменив его искусственным интеллектом. Сейчас такие изыскания, которые должны дать результат в ближайшие три‑четыре года, ведутся на Минском автозаводе. Здесь дизельный двигатель известной немецкой фирмы заменили электромотором. Бывшему поставщику остается только подсчитывать убытки. 

Что же касается БЕЛАЗа, то в содружестве с российскими специалистами здесь разработали уникальный комплекс из многотонного грузовика и погрузчика.

— Сейчас комплекс проходит испытания на новом полигоне, — рассказал корреспонденту «СОЮЗа» Сергей Гунько. — Машиной удаленно управляет пилот, находящийся за компьютером. Алгоритмы его действий фиксируются, чтобы стать частью беспилотной системы управления. Очевидно, что внедрение этих машин начнется с грузового транспорта, сельскохозяйственной и карьерной техники. А вот пассажирский транспорт потребует стопроцентной безопасности, для этого в городах необходимо создать соответствующую инфраструктуру. 

К слову, сейчас в Беларуси каждое третье изделие относится к категории технически нового. В некоторых отраслях инновационной является до 80 процентов продукции. Выигрыш здесь очевиден. Взять, к примеру, телевизоры. В свое время их выпуск в кинескопном варианте в Беларуси и России оказался на грани остановки. Ситуацию, по сути, спасла союзная научно‑техническая программа. В этом году выпуск телеприемников с плоским экраном вырос в Беларуси до 1,6 миллиона штук. Более того, 95 процентов всей произведенной в Беларуси бытовой техники идет на экспорт, принося стране солидную прибыль. 

Кто действительно оказался другом белорусским предприятиям в непростой ситуации, так это россияне. Минский концерн «­Амкодор» создал на севере России совместное предприятие по производству лесозаготовительной техники. С введением санкций против «­Амкодора» развитие СП значительно активизировалось.

— Мы получили исключительную поддержку российской стороны, — поделился с корреспондентом «СОЮЗа» генеральный директор ОАО «Амкодор» Александр Ефимов. — Это позволяет создавать предприятие по полному производственному циклу, уже идет поставка комплектующих. Планируем в этом году выпустить там для россиян 90 единиц тяжелой лесозаготовительной техники.

Недавнее подписание союзных программ открывает перед белорусской промышленностью новые возможности на российском рынке. Только в этом году поставки в Россию выросли более чем в полтора раза, доля российских покупателей увеличилась до 58 процентов. 

Спрос таков, что белорусские промышленные предприятия могли бы продать больше продукции, отметил Сергей Гунько, но в ряде случаев производственные мощности оказались уже загруженными на все сто. Чем не повод «расшить» их, создав совместные предприятия? 

КСТАТИ

В Санкт‑Петербурге на городские маршруты вышла очередная партия автобусов МАЗ. Их особенность — экологическая чистота, поскольку они работают на газомоторном топливе. Всего в город на Неве поставлено несколько сотен минских пассажирских машин большой вместимости. 

bibikov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter