Будет одна сплошная информатизация!..

Какие новшества ждут нашу школу в ближайшие годы

В ближайшие годы школьникам начнут преподавать основы предпринимательства, педагогов — молодых специалистов могут освободить от службы в армии, а учебники заменят планшетами.

Школу наконец перестало «штормить» от разного рода нововведений, но стоит ли ожидать здесь полного штиля, а ученикам и педагогам — расслабляться? Однозначно, нет. Получение знаний в современном мире — процесс особенно трудоемкий, требующий усилий как от студента вуза, так и от первоклашки. Знание компьютерных технологий, иностранных языков, основ экономики и предпринимательства — вот те компетенции, которые в дополнение к базовым уже как воздух необходимы каждому молодому человеку.

Всего этого требует и та модель социально-экономического развития, которую наша страна определила для себя на ближайшую пятилетку — основанная на инновационной экономике, развитии человеческого потенциала и экономике знаний. По словам первого замминистра образования Александра Жука, за прошлый год по индексу человеческого развития наша страна продвинулась на семь позиций и теперь занимает 61-е место в мире и лидирующую позицию в СНГ. Динамика радующая, но стоит ли белорусам почивать на лаврах?.. Тем более, учитывая, что, по оценкам международных экспертов, различия между развитыми и развивающимися странами сегодня лишь на одну треть обусловлены экономикой, а на две трети — уровнем и качеством образования.

— На уровне общего среднего образования необходимо решить ряд проблем. Мы отмечаем низкий уровень абитуриентов — будущих педагогов и недостаточную их подготовку в вузах, — подчеркнул первый замминистра. — Необходимо завершить разработку электронных средств обучения по всем предметам и для всех классов. Педагоги должны активно использовать информационные технологии в своей работе. Старшеклассников, учащихся ПТУ и ссузов в русле выполнения Директивы № 4 нужно обучать основам экономики и предпринимательства. Пока соответствующий спецкурс у нас изучают 5 % старшеклассников.

Школы ждет интересный эксперимент, и если он окажется удачным, то альтернативой бумажным учебникам и соответственно тяжелым рюкзакам могут стать электронные планшеты. Опыт Сингапура и Южной Кореи доказал перспективность этой идеи. Один такой планшет позволяет закачать в него тексты всех учебников для общеобразовательной школы, поэтому отпадет необходимость ежегодно переиздавать учебную литературу, а это более 20 миллиардов рублей. К тому же электронная версия учебников позволяет оперативно обновлять их при необходимости. По словам Александра Жука, изготовление такого электронного учебника вполне белорусам по силам: программный продукт могут разработать вузы, а элементную базу — «Интеграл». Предварительно потребность в планшетах только для школьников — не менее 1 млн. штук. Сегодня цена подобного изделия — примерно 200 долларов США.

Одна из важнейших задач в системе образования на пятилетку – повышение социального статуса педагогов. В Минобразования серьезно озадачены этой проблемой. Поэтому в ближайшее время будет разработан и внесен на рассмотрение в правительство комплекс мер по повышению социального статуса и престижа педагогических профессий. Тщетными остаются попытки привлечь в педагогическую сферу мужчин. 85 % работающих здесь – женщины, поэтому обсуждается инициатива об освобождении от воинской службы молодых специалистов-мужчин при условии отработки ими в профессии до окончания срока призывного возраста. К тому же в ближайшее время положительно может быть решен вопрос о создании льготной очереди для получения жилья педагогами.

Назрела необходимость реструктуризации специальностей в вузах. Набор на отдельные будет постепенно сокращаться, а вот число специалистов для аграрного сектора, сферы информационных технологий и машиностроительного комплекса в соответствии с потребностями экономики — только возрастать.

Жизнь заставляет серьезно ужать планы приема в вузы на заочные отделения – до 30—40 % от всего количества студентов. Эта форма получила необоснованное распространение, особенно в частных институтах. Необходимо возрождать ту форму «заочки», какой она была изначально, – обучение без отрыва от производства. Также в соответствии с недавно принятым Кодексом об образовании вузам дано право отчислять студентов, пойманных на списывании, особенно во время экзаменов.

— В условиях инновационного развития экономики роль университетов не в полной мере соответствует требованиям времени. Большое количество выполняемых вузами заданий по программам научных исследований не находят продолжения в научно-технических программах и инновационных проектах, хоздоговорах. Надо изменить подход к планированию научных исследований, нацелить их на потребности реального производства. В вузах необходимо создавать малые предприятия для выпуска инновационных продуктов, привлекая в этот сектор молодых аспирантов и студентов старших курсов. К 2015 году они должны быть созданы во всех вузах, — подчеркнул Александр Жук.

При этом возрастает поддержка талантливых молодых ученых со стороны Минобразования. Если в 2010-м им было выделено около 100 научно-исследовательских грантов на общую сумму более 800 миллионов рублей, то уже в нынешнем году таких премий будет 123 на 1,3 миллиарда рублей.

Высшая школа должна стать еще более привлекательной для иностранных студентов. Вузы планируют расширять экспорт услуг, осваивая новые «рынки» — страны Балтии и Индию. 

Кстати

В Беларуси свыше 9000 учреждений образования (показатель уровня 2009 года), в которых обучаются более 2 000 000 человек. Это пятая часть населения страны. По числу работающих (свыше 400 000 человек, в том числе 220 000 педработников) система образования — одна из наиболее крупных отраслей экономики. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter