Будем жить и помнить

Президент Беларуси Александр Лукашенко поддержал обращение группы граждан о создании в Минске мемориала в память о погибших в годы Первой мировой войны.В столице Беларуси на месте бывшего Сторожевского рынка находилось Братское кладбище, где были захоронены несколько тысяч воинов. Сейчас территории кладбища присвоен статус историко-культурной ценности. По поручению главы государства Министерство культуры и Мингорисполком совместно с Белорусским Экзархатом прорабатывают комплекс мер по увековечиванию памяти защитников Отечества.
О чем может “рассказать” Георгиевский крест штабс-капитана Логунова?

“История Беларуси — это история войн”, — говорят ученые. Но не в том смысле, что белорусы воинственны, а в том, что наша территория очень часто становилась местом битвы не на жизнь, а на смерть.

Дни, которые принесли Победу (9 мая) и освобождение Минска (3 июля), — в Беларуси государственные праздники. Именами героев Великой Отечественной названы улицы и парки.
Однако Первая мировая до недавнего времени была похожа на библиотечную книгу, которую, хоть и не была она под запретом, с полки снимать не стремились. Сложно представить советского историка, вознамерившегося даже просто в “дискуссионном плане” обсудить строительство монумента похороненным возле Вилейки царским офицерам и солдатам.
Сегодня же Беларусь шаг за шагом подходит к объективной, идеологически не окрашенной оценке прошлого. И Первая мировая вновь обретает свой истинный исторический смысл.
Иначе сейчас видятся и судьбы героев той войны. Например, штабс-капитана Логунова, уроженца Витебской губернии, добровольцем ушедшего на фронт и погибшего под Сморгонью. В советские времена про него сказали бы, что он защищал обреченное самодержавие, а сейчас рассказы об офицерах и солдатах, бросавшихся в атаку на немецкие редуты под Барановичами, задыхавшихся от отравляющих газов под Сморгонью, воспринимаются как пример воинской доблести и самоотверженности.
Не один год в стране действует управление по увековечиванию памяти защитников Отечества и жертв войн Вооруженных сил Беларуси. Начальник управления Виктор Шумский говорит, что в нынешнем году поисковики проводили раскопки в Сморгонском районе, где найдено захоронение времен Первой мировой войны. Из 550 погибших имена 330 установлены.
Согласно официальной статистике, в Беларуси 53 захоронения, относящиеся к Первой мировой войне. “Это только по госучету. То есть там установлены отличительные знаки”, — уточняет Виктор Шумский.
Однако, по неофициальным данным, только в Гродненской области таких захоронений более 300. И эта цифра тоже приблизительная. Ведь многие могилки уже и не разглядишь, а некоторые навсегда потерялись среди вековых сосен.
Айсберг всегда больше того, что различимо на поверхности. Никто не берется точно сказать и об общей численности “оставшихся в белорусской земле”. К примеру, только в Нарочской операции количество жертв со стороны российской армии исчисляется не менее чем 70 тысячами. А скольких недосчитались с другой стороны! В большинстве случаев всех павших на поле боя хоронили на одном кладбище, под которое порой отводился близлежащий пустырь.
Восстановление исторической памяти — процесс длительный, сложный и... дорогой. Исследование архивов, анализ книжных источников, установление точных мест для предполагаемых раскопок, да и сами раскопки — это лишь полдела. А ведь нужно затем ухаживать за могилами. И если в какой-нибудь западной стране таких холмиков со скупыми надгробными надписями пару тысяч, то в Беларуси, которая не на месяцы, а на долгие и долгие годы превращалась в поле ожесточенной сечи, — сотни и сотни тысяч.
И лишь сейчас, когда страна миновала штормы 90-х годов и вошла в полосу стабильного движения, появилась возможность заполнить белые страницы истории. И не просто заполнить, но и оставить будущим поколениям овеществленную память.
Многое здесь зависит от общественных организаций или, как сейчас говорят, гражданского общества. Но это также и дело государственное. Патриотизму можно учиться по-разному. Можно идти по пути возведения величественных скульптур. Но, думается, скромный крест на приведенной в порядок могиле — это не менее важно.
И еще одна сторона проблемы — международное сотрудничество. Ведь на том же кладбище возле Березы похоронены солдаты российской, австрийской, немецкой армий. Смерть всех примиряет. Даже самых непримиримых. А еще примиряет время. И его прошло достаточно, чтобы можно было отнестись к погибшим Первой мировой войны исходя из человеческого, христианского принципа “помнить и прощать”. Страсти давно отбушевали. У каждой эпохи своя политическая окраска. Можно спорить, что лучше, а что хуже. Но побывать на кладбище и прочитать надписи на разных языках — это посильнее всех демонстраций за мир вместе взятых.
Если в стране есть место, куда можно возложить цветы в знак уважения к павшим, помолиться за них, значит, граждане этой страны уважают себя и уверены, что и их жизни потомками будут оценены по достоинству. И строительство часовни на месте Братского кладбища, и обустройство могил воинов Первой мировой — это пусть и не большие, но необходимые шаги к новой Беларуси.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter