Будем учиться у природы

О новых технологиях... Деньги гигантские — предстоит освоить около 2 трлн. рублей. Сроки сжатые — свои предложения лучшие умы страны, объединенные в 18 рабочих групп, должны представить вице–премьеру Правительства Александру Косинцу в течение трех недель. Задача амбициозная — перейти на «ты» с новейшими технологиями, которые определяют лицо XXI века...

О новых технологиях


Деньги гигантские — предстоит освоить около 2 трлн. рублей. Сроки сжатые — свои предложения лучшие умы страны, объединенные в 18 рабочих групп, должны представить вице–премьеру Правительства Александру Косинцу в течение трех недель. Задача амбициозная — перейти на «ты» с новейшими технологиями, которые определяют лицо XXI века. Если среди множества определений термина «биотехнология» выбрать самое простое, то получится: технология живого, то есть практическое использование живых организмов или продуктов их жизнедеятельности. Вакцины, сыворотки, антибиотики, пробиотики, премиксы, биоудобрения, биодобавки, биоконсерванты, новые решения вопросов экологии, энергетической и продовольственной безопасности — речь именно об этом. Современный мир не борется с природой, а учится у нее, и Беларуси негоже быть чужой на этом празднике науки.


В то время как Запад переживает биотехнологический бум — объем рынка оценивается уже в 500 млрд. долларов! — мы в основном только и делаем, что оглядываемся на других. Примеры? Беларусь закупает за границей более 90 процентов пестицидов и инсектицидов, около 70 процентов различных биологических препаратов для животных, 80 процентов лекарств на нашем рынке тоже «made in...» США, Япония, Германия, Китай делают ставку на две золотые жилы — информационные технологии и биотехнологии. Мы же, взявшись за первый Клондайк, второй почему–то в упор не замечаем. Недальновидно это, не по–хозяйски! — прозвучало на совещании в Национальной академии наук, которое стало своеобразным прологом работы над новой государственной программой. Ученым и производственникам предстоит создать отечественный аналог феномена, для которого в мире уже придуман пышный термин — «биоэкономика, основанная на знаниях». Причем создать практически с нуля.


Может быть, я субъективна, но мне кажется, что микробиологическая промышленность в Беларуси находится в зародышевом состоянии, во всяком случае, по мировым меркам. Котел, шланг, сачок в руках у рабочего — разве, к примеру, такую фирмочку можно назвать производством? Молочнокислых бактерий производим всего 3 процента от необходимого, остальное закупаем. Импортируем даже травы: зверобой — из Чехии, липу — из Прибалтики, рябину — из Молдовы, чернику — не удивляйтесь — из Китая. Смех и грех. В результате на собственном же рынке фитопрепаратов ходим в примаках — наша доля 100 тысяч из 3 млн. долларов! А чем гордиться в биоэнергетике? Тремя биогазовыми установками на птицефабриках? Хорошее дело. Однако в Германии их уже 2,5 тысячи, причем ежегодно там планируют устанавливать еще 250. Кстати, а кто же будет двигать дальше «биоэкономику, основанную на знаниях»? Здесь новичку на пальцах ничего не объяснишь. Между тем кабинет биологии или химии по современному стандарту тянет на 100 млн. рублей, и, по словам Александра Косинца, у нас не оборудовано еще ни одного такого класса ни в одной из почти 4 тысяч школ. В общем, как и в начале любого крупного дела, вопросов масса — и в образовании, и в науке, и в промышленности, и в маркетинговых исследованиях.


На сегодня завершен только самый–самый первый из длинной цепочки этап: проведена ревизия всех заводов, задействованных в этой сфере. На них еще побывают ученые, чтобы на месте определиться: что и где нужно менять? Еще два десятка научно–производственных комплексов планируется создать, но какие именно — тоже нужно решить, обосновать, доказать, чем это выгодно государству. С другой стороны, в нынешнем году должен открыться новый завод в Дрогичине, начнется строительство мощнейшей фармацевтической фабрики в Витебске, в Несвиже — производства инфузионных средств, в Новополоцке — линии биодобавок и биоудобрений. Более четко картина прорисуется к лету, когда программу по развитию инновационных биотехнологий предполагается представить на обсуждение в Совет Министров. Тем не менее к ней уже проявляет живейший интерес посольство РФ. Для России биоиндустрия — такой же серьезный пробел и такая же большая надежда.


Справка «СБ»


Доля США на рынке биотехнологий — 42 процента, Евросоюза — 22, Китая — 10, Индии — 2 процента. Причем в Китае в этой сфере функционируют около 200 научно–исследовательских центров и свыше 500 частных компаний. Эксперты уверены: по масштабу и значимости такие проекты можно приравнять к ядерным и космическим программам недавнего прошлого.

 

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter