О макроэкономических параметрах и бюджете Беларуси на 2015 год

Будем реалистами

До начала следующего года остается месяц с небольшим, но в Правительстве уже  сейчас понимают, что 2015-й будет трудным для экономики: слишком уж много негативных факторов сбегается вместе. Проблемы у наших основных стран-партнеров, курсовые колебания, падение цен на нефтепродукты — все это не добавляет оптимизма. Вместе с тем алгоритм действий, как возможно снизить негативный эффект от внешних рисков, уже продуман. В минувшую субботу его обсуждали в Совете Министров. Сразу же после поездки в Туркменистан на заседание Совета глав правительств стран СНГ Премьер-министр Михаил Мясникович собрал заседание. 

Основные макроэкономические  параметры и бюджет на следующий год уже подготовлены. Хотя параметры, по которым будет жить страна, старались свести воедино таким образом, чтобы комар носа не подточил. Ведь в последние годы частенько случалось так, что Правительство брало на себя повышенные обязательства, но показатели до контрольных отметок не дотягивали. На эти нестыковки, кстати, недвусмысленно намекнул и Глава государства. Ровно две недели назад он заслушал отчет министров о состоянии экономики и потребовал принять ряд решений для срочного исправления ситуации. 

Цифры прогноза пересмотрели в сторону уменьшения. Так, темп роста ВВП прогнозируется на уровне 100,2 – 100,7%. Из прогнозируемого уровня производительности труда рассчитан уровень реальной заработной платы с ростом 101,4%. Реальные располагаемые денежные доходы населения вырастут на 1,5%.

В прошлые годы при выстраивании макропараметров Правительство нередко брало в качестве основных «маркеров» слишком оптимистичные цифры. Теперь решили добавить в общую палитру темных тонов. Премьер-министр так и пояснил: нынешний прогноз дорабатывается с учетом того, что средняя цена за баррель нефти на мировых рынках может составить $ 83, а не $ 100. «Существуют соответствующие ссылки на авторитетные источники, которые говорят об оптимальности этой цены. Хотя это еще не факт. Некоторые оптимисты уверены: цены на нефть могут несколько восстановиться, что автоматически будет повышать и наши экономические показатели, но целый ряд других утверждают, что может быть снижение и ниже отметки $ 80 за баррель. Так что мы берем такой средний показатель, ближе к пессимистичному  варианту», — дал расклад Михаил Мясникович.

Чтобы понять, насколько наш экспорт зависим от колебаний цен на черное золото, достаточно привести расчеты Минэкономики. Если это сырье на мировых площадках дешевеет на один доллар, это вызывает снижение белорусского экспорта на $ 200—300 млн. Потери весьма солидные.

Переоценки коснулись и другого проблемного момента — курса российского рубля. Все новые расчеты производились с такой раскладкой: в 2015 году национальная валюта у нашего основного торгового партнера будет стоить в пределах 39—43 рублей за доллар США. Все дело в том, что ослабление российского рубля на фоне укрепления рубля белорусского делает нашу продукцию при продажах на внешние рынки  не такой уж и дешевой. 

«Я только вернулся с саммита, там была целая серия мероприятий в рамках СНГ и ЕАЭС, и в ходе встреч все премьеры мне говорили одно: ваши товары — дорогие. И если бы это повышение цен было  адекватно повышению качества, тогда понятно. Но когда основные покупатели испытывают трудности и все смотрят на стоимость продукта, надо прилагать усилия, чтобы делать свой товар более конкурентоспособным», — потребовал Михаил Мясникович. 

Похоже, впору говорить о цепной реакции – проблемы у соседей вызывают снижение нашего экспорта, что, естественно, ведет к снижению ВВП и ряду других ключевых макроэкономических показателей. И в этом контексте возникает вопрос: как компенсировать потери хотя бы частично? Изначально в Правительстве предлагали закрывать бреши в том числе и за счет непопулярных мер, например, сокращения внутреннего спроса и снижения капитальных  расходов, особенно по проектам с длительными сроками окупаемости. Но в итоге решили действовать более конструктивно — дополнительно стимулировать экспортеров. 

Прежде всего речь идет о том, что таким компаниям максимально упростят выдачу экспортных кредитов и расширят число их потенциальных получателей. В частности, Михаил Мясникович предложил расширить сферу действия Указа № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» и продлить действие Указа № 466 «О некоторых мерах по реализации товаров, произведенных в Беларуси». Речь в данном случае идет и об экспортном кредитовании резидентов-экспортеров, нерезидентов в странах-импортерах и компенсации процентных ставок по кредитам банкам-нерезидентам.

В Правительстве предлагают снизить потери предприятий от курсовых разниц за счет добавочного фонда предприятий, рассчитывают, что в Администрации Президента поддержат эту идею. Планируют уменьшить  минусы и за счет снижения процентных ставок и кредитной маржи банков. На отчете Правительства 11 ноября на этом же аспекте останавливал свое внимание и Александр Лукашенко. Он предложил разобраться с расходами в банковской сфере и оптимизировать их. По мнению Президента, местные банкиры «жируют, разводя спекуляции с привлеченными средствами».

Еще один момент, которому в следующем году уделят внимание в Правительстве, – антиинфляционная политика. По заверениям министра экономики Николая Снопкова, уже был разработан и отправлен на согласование проект постановления Совмина о совершенствовании системы ценообразования, который предусматривает усиление персональной ответственности за превышение целевого параметра прогноза по индексу потребительских цен. «Предусмотренные проектом меры носят также антимонопольный характер, — обрисовал инициативы глава Минэкономики. — Ведь конкуренция является тождественным понятием низкой цены. Насыщение внутреннего рынка – это основной фактор снижения инфляции или, по крайней мере, сохранения ее в планируемых параметрах». 

benko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter