Будем прирастать молоком

В Шклове стоит памятник кормильцу — огурцу. В трудные 90–е именно этот овощ, дающий на местных землях отменные урожаи, помог многим предприимчивым жителям не просто влачить существование, а достойно жить. Следуя этой логике, где–нибудь в центре Минске пора уже начинать подыскивать место для чугунной, а то и бронзовой коровы. На фоне кризисного для промышленности прошлого года сельское хозяйство демонстрировало сравнительно хорошие результаты. Невероятно, но факт: в нынешнем году Беларусь экспортирует сельхозпродукции на 3 миллиарда долларов — это больше, чем «Беларуськалий» зарабатывал в свои лучшие времена. И почти половину этой выручки дает молочное производство. Вчера во время первого дня своей рабочей поездки по Могилевской области Александр Лукашенко подробно обсуждал возможные пути развития этой перспективной отрасли...

В Шклове стоит памятник кормильцу — огурцу. В трудные 90–е именно этот овощ, дающий на местных землях отменные урожаи, помог многим предприимчивым жителям не просто влачить существование, а достойно жить. Следуя этой логике, где–нибудь в центре Минске пора уже начинать подыскивать место для чугунной, а то и бронзовой коровы. На фоне кризисного для промышленности прошлого года сельское хозяйство демонстрировало сравнительно хорошие результаты. Невероятно, но факт: в нынешнем году Беларусь экспортирует сельхозпродукции на 3 миллиарда долларов — это больше, чем «Беларуськалий» зарабатывал в свои лучшие времена. И почти половину этой выручки дает молочное производство. Вчера во время первого дня своей рабочей поездки по Могилевской области Александр Лукашенко подробно обсуждал возможные пути развития этой перспективной отрасли.


Одно из направлений — это привлечение иностранных инвестиций. В Шклове я наконец понял, чем же закончилась «молочная война», которую пару лет назад объявила Россия, — перемирием, так сказать, на взаимовыгодных условиях. Российские акулы с молочными зубами пришли–таки в Беларусь, но на тех условиях, которые выгодны нам.


Компания «Юнимилк» (вчера она, к слову, объединилась с мировым лидером «Данон») создала СП со шкловским маслодельным заводом. Другими словами, в одном из недостроенных корпусов россияне открыли, хотя и с опозданием на год, новое производство и намерены дальше развивать бизнес. В планах довести переработку до 70 тысяч тонн молока в год, а в чуть более отдаленной перспективе — до 170 тысяч тонн. Тогда экспортная выручка предприятия составит 80 миллионов долларов. Александр Лукашенко поддерживает эти планы.


«Молочные войны» — это конкуренция, а конкуренция будет и дальше, — считает председатель Могилевского облисполкома Петр Рудник. — Российские компании в Беларуси прежде всего интересуют сырьевые зоны». Как, впрочем, и фирмы из других стран — россиян выбрали из целого списка претендентов.


Петр Рудник рассказал, что в области достаточно производственных мощностей, скорее уж не хватает сырьевой базы. На могилевские предприятия в сутки поступает 2,1 тысячи тонн молока, а они могут, если будут работать в две смены, перерабатывать 3 тысячи.


Пожалуй, идеальным бизнес–решением для россиян было бы просто вывозить на переработку в свою страну белорусское молоко. Но роль чьего бы то ни было сырьевого придатка Беларусь не устраивает — на этом много не заработаешь.


Президент заметил, что «его волнует глубина переработки молока». «Вывозить молоко в пакетах — это просто. Нам надо, чтобы здесь производили такой же широкий ассортимент, как наши ведущие предприятия, например, «Савушкин продукт» или «Бабушкина крынка», — сказал он. — Массово мы, конечно, не пойдем на привлечение иностранцев в молокопереработку — у нас есть и свои хорошие заводы. Это экспериментальное решение, и судьба нашего дальнейшего сотрудничества с инвесторами зависит от судьбы этого проекта».


Таких проектов с участием именно российских компаний сейчас у нас в стране реализуется несколько. Президент сказал, что во время встречи в Горках–9 с Дмитрием Медведевым рассказал ему об этом и тот был удивлен. Судя по московской прессе, можно сделать вывод, что в Беларуси российский бизнес притесняют. Александр Лукашенко заверил инвесторов, что «если они будут работать, как у себя дома, то все у них в Беларуси сложится хорошо». И, как когда–то де Голль своим министрам, он посоветовал инвесторам не читать московских газет...


И все же главнее сегодня не молокозавод, а корова. Сегодня ее опять, как в старые времена, можно назвать кормилицей.


На ферме «Слободка» в Шкловском районе новый министр сельского хозяйства Михаил Русый рассказал Президенту, что недавно побывал в Киеве и узнал, что Украине сегодня не хватает 5 миллионов тонн молока. Так что появился очередной рынок для белорусского агросектора. Поэтому нужно увеличивать надои. В следующей пятилетке планируется увеличить производство молока с 6,2 миллиона тонн (в этом году) до 8,1 миллиона (в 2015–м).


На это присутствовавший при докладе Председатель Правления Нацбанка Петр Прокопович заметил, что, если бы все в стране доили столько, сколько передовой «Снов», мы бы уже сейчас имели больше 20 миллионов тонн. За счет экспорта молока и мяса можно решить проблему огромного отрицательного сальдо в торговле. Как в других государствах нефть или металл, наш главный ресурс — земля.


Президент ответил на вопросы журналистов.


О зарплате 500 долларов


Все расчеты подготовлены, мы находимся в графике, как говорят строители. Мы уже начали повышать зарплаты, но это только начало. Экономика постепенно выходит из тяжелого финансово–экономического кризиса, и, если нас вновь не накроет новая волна, к концу года, ко Всебелорусскому народному собранию, должны подойти к такому уровню зарплаты.


Об участии в Таможенном союзе


Чтобы продвинуться к созданию Таможенного союза вплотную и подписать все документы, надо отменить все таможенные пошлины. Я предложил с 1 января отменить все пошлины, а сейчас как жест доброй воли снять таможенные пошлины только на нефтепродукты.


О ценах на газ


Мы ведем сейчас переговоры. Я думаю, договоримся...


Об отношениях с Польшей после президентских выборов


Думаю, там умные люди, которые, как и мы, понимают, что соседи — от Бога, их не выбирают. Кто бы там ни был, они будут выстраивать с нами нормальные отношения.


О ситуации в Кыргызстане


Ситуация не может быть разрулена законным образом. Президента нет, парламент разогнан. Кто назначил референдум по Конституции? Временное правительство? Кто такие временное правительство, кто их назначил? Никто их не назначал. Пройдет референдум и у любой уличной команды будет основание выступить против очередных властей. Надо возвращать ситуацию в конституционное русло. Туда уже начали стекаться террористы со всего мира. Это уже настораживает Узбекистан, Таджикистан, Казахстан. Да и России от этого не сладко.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter