К концу 2018-го 4G покроет все города, где проживает не менее 50 тысяч человек

Будем на связи

Об успехах в сфере телекоммуникаций специалисты предпочитают судить прежде всего по рейтингам Международного союза электросвязи. Наша страна с каждым годом шагает все выше, преодолела очередные пять ступенек, обогнала Чехию и по индексу развития информационно–коммуникационной инфраструктуры уже поднялась на 31–е место. Тут дело не столько в имидже. Именно информатизацию нынче считают одним из базисов развития экономики. В выигрыше и потребители: о медленном интернете, работающем с перебоями, все реже вспоминают даже на хуторах. Инфраструктурный оператор BeCloud раскинул по областным центрам сети 4G. А о высокоскоростной передаче данных 5G уже и в Беларуси рассуждают в привязке к конкретным проектам. Каковы они, основные тенденции развития отрасли?

Фото  Сергея  ЛОЗЮКА.

От Dial–Up к оптоволокну


У нынешней молодежи рассказы о том, что лет 15 назад «дозваниваться до сети» можно было не один десяток минут, как и воспоминания о черепашьих скоростях, постоянных сбоях и шокирующих счетах за интернет, вызовут разве что снисходительную улыбку. А заветный номер 8600100, который, собственно, и служил этакой дверью во «всемирную паутину», покажется не больше чем набором цифр. В век, когда интернет прописался в каждом кармане, подобным «каретам прошлого» место разве что в музее. Впрочем, легендарный беспарольный доступ отправили на пенсию лишь в конце прошлого года.

— Пару тысяч пользователей у Dial–Up до последнего было, — замечает первый заместитель министра связи и информатизации Дмитрий Шедко. — Однако поддержание каждой дополнительной технологии — это в любом случае определенные организационные затраты на оборудование, на обслуживающий персонал. Да, когда–то для Беларуси такой удаленный беспарольный доступ был, по сути, революцией. Сегодня же мы подошли к ситуации, когда к концу следующего года нужно уйти уже от широкополосного интернета по технологии ADSL (которая в свое время при стремительно падающих доходах от телефонии фактически дала вторую жизнь телефонной сети) и перейти на оптоволокно во всей многоэтажной застройке.

Задача для глубинки: протянуть оптоволокно в деревни, где живут более ста человек. Для менее людных — своя панацея. В Минсвязи подчеркивают: в Лету ADSL не канет. Из массовой технологии, правда, превратится в подстраховочную. А так на выручку придет мобильный интернет. Географических точек, где до сети нынче не достучаться вовсе, не так уж и много.

— Государственная комиссия по радиочастотам выдала сотовым операторам разрешение на использование диапазона 900 МГц. То есть компании получили возможность покрыть устойчивой связью 3G площади втрое больше нынешней. Чем в прошлом году успешно и занялись. У «Велкома», скажем, данным стандартом к концу 2016–го было охвачено 94% территории. Его неоспоримое преимущество в следующем: благодаря использованию низкой частоты интернет будет качественным не только на селе, но и в городах с плотной и высокой застройкой: сигналу нипочем ни особенности ландшафта, ни закрытые помещения, — говорят эксперты.

К слову, вот еще на чем акцентируется внимание: Международный союз электросвязи делает упор на развитие сетей мобильной связи, предоставляющих скоростной доступ к интернету, именно как на способ обеспечения современными телекоммуникационными услугами максимального количества населения, проживающего в отдаленных деревнях. Подобная повальная «интернетизация» страны, по словам Дмитрия Шедко, будет свидетельствовать о том, что отрасль полностью готова к внедрению массовых сервисов электронного правительства.

Четвертое измерение интернета


А вот для многих горожан 3G — это вчерашний день. Оценить новую для нашей страны технологию — LTE, дающую принципиально иные ощущения от скоростей, уже успели 42% населения. В том числе жители некоторых райцентров. А к концу 2018–го, делится планами Дмитрий Шедко,  4G покроет и другие города, где проживают не менее 50 тысяч человек.

Фото  Александра  КУШНЕРА.

— 4G для определенных категорий потребителей — это хороший выход. Многие из них уже забыли, что такое стационарный компьютер, предпочитают пользоваться мобильными устройствами, смотреть онлайн потоковое видео... Только статистика: если один абонент 3G в среднем ежемесячно потребляет 1,3 гигабайта трафика, то почитатель 4G — в пять раз больше. В любом случае в выигрыше все абоненты. Операторы, частично перенося интернет–трафик на линии 4G, разгружают мощности для голосовых звонков: это влияет на качество связи (оно, к слову, было признано лучшим среди стран СНГ) и уменьшает вероятность сбоев.

Эксперты тем временем замечают: интернет настолько доступен, быстр и недорог, что сложилась определенная группа потребителей, которая голосовой связью перестала пользоваться в принципе. Лишь мессенджерами вроде скайпа и вайбера. Факт, который в свое время сильно насторожил операторов мобильной и стационарной связи и заставил задуматься о монетизации интернет–«звонилок».

— Мы постоянно мониторим ситуацию, — заверяет Дмитрий Шедко. — Но подход к решению проблемы должен быть аккуратным. Пусть некоторые операторы рассматривают мессенджеры как угрозу, но с другой стороны — это повод задуматься о применяемых бизнес–моделях. Могу сказать, что мессенджеры уже сейчас стали приносить гораздо больше дохода, чем раньше. Даже несмотря на то, что идет общемировая тенденция к снижению стоимости роуминга, а от этого всегда и зависел экспорт для Минсвязи. Европа, кстати, роуминг сейчас и вовсе обнулила, но к этому шла 20 лет. И мы в Евразийском экономическом союзе обсуждаем такие вопросы. И вот результаты: скажем, тарифы на звонки в Россию, Кыргызстан и Армению уже сейчас снизились на сумму до 20%, в Китай — до 25. Тарифы на передачу данных упали и того больше.

Загадочный 5G


Если 4G больше рассматривается как услуга для обывателя, то технология 5G — передача данных на предельных скоростях — считается ни больше ни меньше экономическим инструментом, основными потребителями которого будут промышленность, сфера ЖКХ, транспорт, службы общественной безопасности...

— Мы вплотную подходим к разработке и внедрению систем, которые построены по принципу «интернета вещей». Когда одновременно от работы одной сети зависит функционирование нескольких десятков миллионов устройств, следящих в режиме реального времени за состоянием окружающей среды, обстановкой на дорогах, передающих данные по потреблению электроэнергии, газа, воды, — объясняет первый заместитель министра связи и информатизации. — С подобными объемами 4G может и не справиться. Перспективы? Ожидаем, что в 2019 году будет готов мировой стандарт и мы начнем разворачивать пилотные зоны, тестировать.

О конкретных решениях в Минсвязи рассказывают на примере сферы жилищно–коммунального хозяйства. Типичная ситуация: каждый месяц собственноручно мы вводим в систему данные по расходу электроэнергии. При этом всегда остается возможность схитрить. А вот внедряемые технологии позволят снимать показания счетчиков в автоматическом режиме. И это даст возможность не только избежать пресловутого человеческого фактора или повысить скорость обработки данных, но и отсечь любые внештатные ситуации. Механизм таков. Система в режиме онлайн видит: в такой–то квартире потребляется определенное количество кубометров воды в месяц. Если в течение дня расход вырастает в несколько раз, это может свидетельствовать о протечке, аварии, на которые нужно оперативно реагировать. Причем не только на локальном уровне, но и, например, на магистральном. Соответственно и в масштабах всего городского хозяйства уменьшатся потери и включится режим экономии. Между прочим, в Бостоне такими датчиками снабдили мусорные контейнеры, которые сигнализируют в местные службы о том, насколько они заполнены. Таким образом коммунальщики сократили количество выездов мусоровозов в десять раз.

Прямая речь

Сергей Попков, министр связи и информатизации:


— О результатах нашей работы свидетельствует официальная статистика: качеством услуг мобильной связи удовлетворено более 97% населения, а услуг доступа к сети интернет — около 96% интернет–пользователей. Модернизация существующей инфраструктуры, строительство волоконно–оптических сетей связи, постоянное улучшение качества услуг позволяют получать доход от телекоммуникационных услуг за счет не только внутреннего рынка, но и экспорта. В 2016 году доход от него составил 190 млн долларов, что на 4,8% больше, чем в 2015–м. Индикатором эффективности проделанной работы является и количество абонентов мобильного интернета — сейчас их 6,4 миллиона. За семь лет, к слову, этот показатель увеличился в семь раз. Что касается стационарного широкополосного доступа в сеть, то нынче такой возможностью пользуются 70% домохозяйств. При этом только за прошлый год средняя скорость выросла с 5,7 Мбит/с. до 8,8. Рост подключений сказывается и на ширине внешнего канала. В целом за 5 лет его суммарная емкость была увеличена более чем в 16 раз. По результатам соответствующей оценки МСЭ, по количеству пользователей стационарного широкополосного интернета Беларусь в прошлом году занимала 23–ю позицию.

deu@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter