Будем летать!

2 июля 2002 года в небе над Германией российский самолет столкнулся с почтовым "Боингом-757" компании "DHL".
2 июля 2002 года в небе над Германией российский самолет столкнулся с почтовым "Боингом-757" компании "DHL". Жизнь 71 человека, из них 52 детей - такова цена ошибки тех, кому по долгу службы положено было обеспечить безопасность пассажиров. Мир и по сей день переживает гибель Ту-154 "Башкирских авиалиний"...

Что же произошло? Швейцарский диспетчер "привел" российский самолет прямо навстречу "Боингу". Установленная на ТУ-154 система предупреждения столкновения в воздухе (TCAS) сигнализировала: "Встречный борт". И рекомендовала набрать высоту. Экипаж тем не менее выполнил ошибочную команду диспетчера: "Снижайтесь". "Боинг", как и полагается в таких случаях, доверился своей системе предупреждения и тоже сбросил высоту. Почему российский пилот не послушался TCAS? Эксперты разных стран десятки раз задавали себе этот вопрос, на который, по большому счету, нет однозначного ответа. Сотрудники белорусских служб безопасности полетов и авиационной безопасности коллег судить не берутся. Говорят только одно: контроль над полетом начинается уже у входа в аэропорт...

На невидимом посту

Национальный аэропорт "Минск" способен обеспечить посадку и взлет любого авиасудна даже при самых сложных метеоусловиях. В пассажирском зале одного из терминалов привычная предотлетная суета. Торопливо заполняют таможенные декларации пассажиры, снуют провожающие. Объявляется регистрация на рейс Минск - Стамбул. Тем, кому есть что декларировать, - в "красный" коридор, кому нечего - в "зеленый". Непосвященному присутствие сотрудников службы авиационной безопасности и режима аэропорта в этой суматохе не заметить. Нескольких статных мужчин в цивильном выделяет разве что военная выправка, в остальном они полностью сливаются с толпой. Тактика проверенная: все под контролем, а сам наблюдатель - в тени. Сразу оговорюсь: для тех, кто на этом невидимом посту, значение имеет любая мелочь. Будь то "забытый" багаж или нервно смятая и брошенная мимо урны газета. Кто знает, что на уме, к примеру, у замешкавшегося у "красного" коридора господина в надвинутой на самые брови шляпе и почему он постоянно озирается по сторонам? Проникшись атмосферой бдительности, кружу вокруг, как мне кажется, подозрительной личности. Успокаиваюсь только, когда "шляпа", зарегистрировав себя и багаж, благополучно минует таможню и отделение спецконтроля.

В этом отделении происходит досмотр пассажиров и ручной клади. Наблюдаю, как реагирует на участников этой процедуры металлоискатель. Вполне респектабельный с виду мужчина проходит через рамку прибора без звона. Тем не менее ему предлагают снять плащ. "Не всякую опасную "игрушку" металлоискатель в состоянии обнаружить, - объясняет действия подчиненных начальник подразделения досмотра службы авиационной безопасности Владимир Шепелевич. - Скажем, взрывчатка не зазвенит. Так что при малейшем сомнении приходится действовать, не раздумывая. Иногда просим пассажиров снять при досмотре обувь. Обижаются. А ведь в подошве вполне могут уместиться наркотики или нож. К тому же в любом западном аэропорту подобная просьба в порядке вещей". Для сведения, требования к ручной клади пассажиров в последнее время стали значительно строже. Даже маникюрные принадлежности, с точки зрения международных критериев безопасности, - опасные колющие и режущие предметы, и брать их с собой в салон запрещается. Впрочем, нет дыма без огня. Чего только наш брат пассажир ни тащит с собой в самолет: патроны, петарды, газовые пистолеты. В то время как даже муляжи оружия - фактор риска.

Вместе с сотрудниками службы авиационной безопасности следую в предпосадочную зону (в просторечье - зал ожидания) и автоматически оказываюсь за границей. На первый взгляд, обстановка здесь спокойная. Спешить пассажирам некуда, скрывать нечего: все проверки позади... И тем не менее система контроля за порядком и в этой зоне налажена так же четко, как и в предыдущих. Есть основания...

Пассажиры по телескопическому трапу направляются в самолет. А я с попутчиками продолжаю обход. "Безопасность в сфере гражданской авиации" на самом деле - понятие многосложное. Я прежде и не представляла, от скольких обстоятельств зависят удачный взлет и мягкая посадка. Обеспечивает безопасность полетов множество служб: авиационно-техническая, летная, диспетчерская, метеорологическая и т.д. Взять хотя бы сервис. Пропажа багажа - явление, увы, по нынешним временам типичное как для маленьких провинциальных аэропортов, так и для мировых гигантов. Согласитесь, "багажный" инцидент способен испортить впечатление от самого комфортного полета. Спускаемся в багажное отделение. Пассажирские чемоданы, сумки и баулы уже погружены и готовы к транспортировке на борт. Причем сопровождает груз сотрудник службы авиационной безопасности и милиционер. При таком контроле за сохранность багажа, по крайней мере в белорусском аэропорту, опасаться нечего...

Пусть количество взлетов равняется количеству посадок!

Есть у летчиков такой профессиональный тост. А если без шуток, на эту тему в авиационном отряде НАК "Белавиа" распространяться не любят. На полет члены экипажей начинают настраиваться задолго до команды "старт". Перед каждым рейсом летчики проходят медосмотр и положенную предполетную подготовку. К моменту отрыва шасси от взлетной полосы все свои переживания и сомнения они должны оставить "за бортом". Через пару часов командир Ту-154 Василий Паращенко и его экипаж возьмут курс на Ларнаку. Есть немного времени, чтобы пообщаться.

- Знаете, у летчиков не принято смаковать подробности воздушных инцидентов, - просит не обижаться командир. - Слишком деликатная тема. Пилот, который, сидя за штурвалом, испытывает страх, вообще не должен летать. Все возможные аварийные ситуации мы отрабатываем на тренажерах. Во время учебы волноваться можно, во время полета, кроме чувства ответственности, никаким другим чувствам места нет. Оказывался ли сам во внештатных ситуациях? За 8 тысяч часов летной жизни, конечно, случалось. Но волю эмоциям давал, только когда покидал кабину самолета.

Командир отправляется на борт. Через некоторое время слышен гул взмывающего ввысь авиалайнера. В душе желаю экипажу счастливого полета.

Любой летчик вам скажет: спокойствие пилота во многом зависит от диспетчера, чей голос, будто маяк в ночи, ведет воздушное судно в нужном направлении. Республиканский центр управления воздушным движением, откуда координируются полеты по всей Беларуси, - это святая святых наземных авиационных служб. Вход сюда только по электронным пропускам. Обозначенная на моем пропуске вторая степень допуска позволяет войти. И сразу же мне передается чувство напряженности, которое есть в душе у каждого участника бесконечного радиодиалога. Центр, по оценкам даже западных экспертов, оснащен по последнему слову авиационной техники. Лично мне тут все напоминает пульт управления космическим кораблем. Рабочее место диспетчера - это дисплей, расчерченный десятками воздушных трасс и пестрящий движущимися квадратиками, каждый из которых - воздушное судно, плюс переговорное устройство. Под рукой у авиагидов - регулярно обновляющиеся метеорологические сводки и информация о маршрутах всех самолетов, пересекающих воздушное пространство страны. Список международных воздушных трасс, пролегающих через Беларусь, весьма внушителен: по сравнению с началом 90-х число таких трасс увеличилось более чем в 10 раз! Всего же в год над территорией нашей страны совершается 100 тысяч рейсов. И это, пожалуй, самое главное доказательство надежности как самой авиадиспетчерской службы, так и всей белорусской системы безопасности полетов и авиационной безопасности. Будем летать?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter