Полет на мотодельтаплане - свист ветра и ошеломляющие виды

Будем как птицы

«От винта!» — Дмитрий Матковский решительно опустил щиток моего шлема и защелкал тумблерами на панели впереди. Дима — опытный пилот мотодельтаплана, в кресле которого теперь ремнями безопасности, казалось, намертво была прикована я. Разбег метров 70. Скорость 60 километров в час. Отрыв — и вот уже с высоты 300 метров ты любуешься такими видами, что захватывает дух. Назад, как говорится, пути нет. И ведь ни одна фибра души не дрогнула, не заподозрила неладное, когда на мой вопрос о подарке к дню рождения: «Надеюсь, это не прыжок с парашютом?» — мой приятель, замешкавшись, ответил: «Нет».


Полет я откладывала до последнего. Ждала отпуска — чтобы не подвести коллег в случае чего. Шутка. На самом деле побаивалась: и погода мне не та, и дел много... И вот он, тот самый день. В четырех километрах от Минска, рядом с деревней Озерцо, в музее народной архитектуры и быта в Строчицах находится аэродром. Указатель «Полеты» отправляет налево, к ангару с мотодельтапланами. Два из них ждут гостей под открытым небом. Мой фрегат с номером 307. Пилотирует его летчик 3–го класса, спортсмен. Кстати, Дима — единственный в Беларуси летающий на этом типе инструктор–экзаменатор. У него за 14 лет под облаками 1.627 летных часов. Над Строчицами же парит года три, с тех пор как зарегистрировали взлетно–посадочную полосу «Площадка Озерцо». Причем пилотирует не только сверхлегкий летательный аппарат, но и вертолет Robinson R44, легкий самолет Cessna 172. Зона — 2,5 км, высота — 300 метров, в ней летает только музейный транспорт.

...Краткий и емкий инструктаж, Дмитрий дает бланк расписаться.

— У вас тест–полет, обучающий, то есть какое–то время управлять аппаратом будете вы. Вот дублирующее управление.

Пилотирует спецкор «СБ»


Внутри похолодело, уточняю:

— А вы?

— Я буду ловить «штурвал» и исправлять ваши ошибки. Управление здесь за счет балансировки крыла. Никакой гидравлики. Все на силе рук пилота.

— Мои–то не очень сильные, — примеряюсь к «рулю», перекладине, соединяющей фиксаторы левой и правой сторон крыла. Для убедительности демонстрирую скромные бицепсы: мол, ни намека на тренажерный зал. На старте, как говорится, хиляк — прошу любить и жаловать.

— Я помогу, — успокоил добрый инструктор. — Ваше кресло — за моим. Присаживайтесь. Управляем так: потянули ручку вправо — летим влево и наоборот. То есть, как птица, наклоняем крыло. Ручку от себя — летим вверх. Плюс на крыле будет довольно серьезная нагрузка от воздушного потока. Сразу оговорюсь: крутых виражей не делаем. Пока потренируйтесь.


Пилот Дмитрий Матковский проводит разбор полета

И только я приноровилась, как саданул дождь. Под крылом вдруг стало многолюдно.

— Отличный зонтик, — рядом оказался и пилот Дмитрий Сушко. Его фрегат «скучал» в одиночестве по соседству. — Кстати, в хорошую погоду на этой машине можно выделывать резкие крены и развороты.

— А сейчас хорошая? — насторожилась я.

— Нет. Хотя и выглянуло солнышко, скорее всего, будет ветровая болтанка.

Матковский как раз отслеживал по радарным метеокартам воздушную обстановку. Мне говорит:

— Вот грозовые очаги, а это — направление ветра. Пока грозовая туча аккурат над нами. Дождемся, когда уйдет, и полетим.

— А если, скажем, мотор заглохнет?

— Будем планировать, приземлимся немного не в том месте, где собирались... А вот и радуга. Все, сборы окончены, летим!

Дождь действительно закончился как–то неожиданно. Короткая фотосессия — и по местам, поскольку, по прогнозам синоптиков, скоро небесная канцелярия должна была разразиться дождем посильнее. Коллега Дмитрия позировал неохотно. «Жена, — говорит, — ревнивая. Ну что, Дим, ты идешь первым, я вторым? Девушка? (своей пассажирке. — Авт.)».

Девушка шустро заняла сиденье за своим пилотом, я — за своим. «От винта! — бросил Матковский свою коронную фразу. Под ногами у него — справа газ, слева тормоз. Последний, естественно, нужен на земле. — Самое сложное в управлении мотодельтапланом — взлет и посадка, поэтому, если не возражаете, поведу я».


Я не возражала. Да и вопрос был задан скорее из вежливости: в данном случае пилотирует исключительно инструктор. Кстати, на место пассажира этой техники берут с шести лет, а порулить дают с 18. Беременных и людей с серьезными заболеваниями сердца, нервной системы в небо не возьмут. Как и товарищей во хмелю. Да, и весить желающие полетать должны не более 110 килограммов. Летный сезон длится с марта по ноябрь, потом мотодельтаплан встает на лыжи.

...От земли мы оторвались стремительно: пробежав метров 80 и набрав скорость 60 — 70 км/ч. Ощущение, будто за спиной действительно вырастают крылья. Потом пилот скажет мне, что с каждой секундой мы поднимались на несколько метров. Полет по прямой — со скоростью 80 километров в час.

Дима обернулся, чтобы убедиться, что обучаемый в норме. Увидев блаженную улыбку, жестом показал на «штурвал»: бери. Я была счастлива до безобразия. Вот уж точно, как и обещал Матковский, кристально чистый заряд адреналина и ни с чем не сравнимые впечатления. Наша Беларусь — такая красавица! Где–то там, внизу, бежала река Птичь, вдоль которой рассыпались крыши домов. Вдали виднелись минские многоэтажки... Но все это замечаешь потом, сначала ты всецело занят пилотированием. Сложнее всего, оказывается, повернув крыло, удержать его в нужном положении, сопротивляясь воздушному потоку. Но рядом был опытный инструктор, вовремя исправлявший мои огрехи.

Когда «штурвал» снова оказался у мастера, он показал рукой вниз. Я с сожалением кивнула, отметив про себя, что спускаться совсем не хочется. Но... Мотор как–то неожиданно замолчал, винт, сделав пару вялых оборотов, остановился... «А–а–а!» — орала я, вцепившись в Димино сиденье, чего только не передумав за эти секунды. Вскоре мы выровнялись. Дмитрий же был веселее обычного. Потом он проделал со мной этот трюк дважды.

При заходе на посадку фрегат разогнался до сотни километров в час, покружил над взлетной полосой и, снизившись, мягко коснулся земли. Большое крыло, мощный двигатель, шустрые шасси и мастерство опытного авиатора не подвели — полет и посадка оказались что надо.

Факт

Идея боевых мотодельтапланов родилась и апробировалась в СССР еще в 1970–е годы. Об этом рассказал в одном из интервью вице–президент Объединенной федерации сверхлегкой авиации России Валерий Жеглов: «К середине 1980–х был создан первый серийный боевой дельтаплан Т–2, который понадобился для потенциальной заброски диверсионных групп в тыл противника. Его применяли, в частности, в Абхазии и во время одного из вооруженных арабо–израильских конфликтов. Потом с развалом Союза тема малой авиации перешла в руки энтузиастов и поддерживается на уровне спортивных клубов».

Кстати

— Незадолго до распада Советского Союза на вооружение в марьиногорскую 5–ю отдельную бригаду спецназначения поступили первые мотодельтапланы, — рассказывает Алексей Н., боевой офицер, в прошлом пилот–разведчик, летавший в том числе на такой технике. — Первых дельтапланеристов для бригады обучали в Москве, затем уже в самой «пятерке». Для чего использовались у нас эти сверхлегкие летательные аппараты? Изначально смотрели, можно ли применить их для разведки, переброски сил. На расстоянии около 10 км от цели пилот набирал высоту 2 тысячи метров, а дальше планировал с выключенным двигателем, бесшумно. Однако вскоре стало ясно: такие машины малоэффективны для военного спецназа. Для примера: мотодельтаплан, идущий на посадку со скоростью 60 — 80 километров в час, очень опасно сажать в незнакомой местности. Особенно в темноте. Возьмем парапланы. Они бесшумны, незаметны, позволяют взлетать с любой площадки, при этом моторизованный аппарат позволяет маневрировать. Посадка тоже, как говорится, мягкая. Парапланы активно используют спецподразделения многих стран, в том числе России. В Беларуси их применяли лишь в качестве эксперимента. Главный недостаток конструкции — небольшая полезная нагрузка и жесткие требования к погоде: при скорости ветра более 15 метров в секунду летать опасно... В итоге мы применяли мотодельтапланы для доставки грузов, иногда для разведки. Кстати, эта техника и сейчас есть в марьиногорской бригаде.

Известны случаи использования дельтапланов во время грузино–абхазской войны в начале 1990–х. Тогда дельтапланеристы переоборудовали спортивные машины в боевые: устанавливали замки бомбосброса и радиостанции, крылья перекрашивали в защитный цвет, место пилота, бензобак и двигатель бронировали титановыми пластинами, дорабатывали подсветку приборов для ночных полетов. Затем были проведены летные испытания, отработка тактики боевых полетов. В высокогорной Абхазии мотодельтаплан с одним пилотом поднимался на высоту 4,5 тысячи метров, с двумя — на высоту 2,5 тысячи. Пилоты тренировались в бомбометании. Вскоре один из них отправился в первый боевой вылет, над аэродромом в селе Бабушара. Во второй раз ему предстояло сбросить бомбу на бронетехнику на стадионе в Гагре. Задание летчик выполнил, однако спустя минуты доложил на базу, что над бухтой то ли из–за плохого горючего, то ли от пулевых повреждений в мотодельтаплане отказал двигатель. Пилот исчез вместе с машиной. Полагают, что утонул... Кроме того, что дельтапланеристы в сумерках забрасывали противника с воздуха гранатами, они также доставляли боеприпасы и продукты своим подразделениям.

gladkaya@sb.by

Советская Белоруссия № 194 (25076). Суббота, 8 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter