Строительство пока не почувствовало кризисных явлений, но риски сохраняются: эксперты — о будущем этой сферы

Будем держать строй

Судя по статистике, распространение COVID-19 слабо отразилось на строительной индустрии. Несомненно, сказалась и специфика отрасли: многие работы ведутся на свежем воздухе, скученность минимальная… Тем не менее участники рынка находятся в напряжении от неизвестности. Очевидно же, что экономическая карта изменится и ближайшие несколько лет строителям придется работать в новых, непривычных для них доселе условиях. Какое место будет занимать строительная индустрия в поствирусном мире, обсудили во время «круглого стола» представители строительной отрасли.

По первому кварталу строители не почувствовали никаких кризисных явлений. Наоборот — многие даже приросли.
Фото Александра КУЛЕВСКОГО

Апрельский момент истины

— По первому кварталу изменений не ощутили, наоборот, приросли на 111 процентов, — утверждает директор ОАО «Завод керамзитового гравия г. Новолукомль» Михаил Лазарашвили. Да, говорит руководитель, есть падение по поставкам в Прибалтику, но на том же уровне сохранились отгрузки в Россию, а в Германию они даже увеличились. Есть спрос и на внутреннем рынке. Он объяснил: после ослабления рубля в Беларуси обычно наблюдается ажиотажный спрос на строительные материалы, по инерции продолжается финансирование строительных проектов. 

Предприятие «Брестжилстрой» тоже не прочувствовало негативных тенденций на рынке. 

— Прирост составил 120 процентов в сопоставимых ценах по сравнению с прошлым годом, — говорит Александр Романюк, генеральный директор этой строительной организации. 

— Внутренний рынок не испытывает пандемических угнетений, — уверен директор филиала «Барановичский КЖБК» ОАО «Кричевцементношифер» Виктор Дичковский. — Производство мы не останавливали. Склады не затоваривали. На них находится запас, эквивалентный полуторамесячному производству. Но это серийная продукция, которую за зиму накапливаем перед сезоном. Она вся скоро уйдет. 

— Работы по инжинирингу почему-то даже прибавилось, — констатирует директор ООО «РодолитАква» Дмитрий Станкевич. — Если говорить о поставке зарубежного оборудования, то остановка была только на две недели — в конце марта из Франции. Предприятие закрылось для проведения дезинфекции и санитарно-эпидемиологических мероприятий, но потом снова заработало. С остальными поставщиками даже кратковременных задержек не возникало. С логистикой особых сложностей тоже не проявлялось. 

По мнению экспертов, момент истины может случиться во втором квартале. Михаила Лазарашвили результаты апреля уже не очень радуют. Его оценка: к концу полугодия экспорт может снизиться примерно наполовину. Правда, есть надежда на то, что Западная Европа выберет строительную отрасль как локомотив своего восстановления после коронакризиса. 

— Европейские страны оказывают серьезную поддержку экономике, надеемся этим воспользоваться, — объясняет Михаил Лазарашвили. Он убежден: Старый Свет в очередной раз выберет вариант выхода экономики из сложной экономической ситуации в виде серьезных вложений в строительство, поддерживая тем самым другие отрасли. И этим следовало бы воспользоваться нашим экспортерам. Деньги, судя по всему, в Европе будут. По крайней мере, на это хочется надеяться. 

Виктор Дичковский. Дмитрий Станкевич. Михаил Лазарашвили.
Дмитрий Лукьянов. Юрий Примак. Александр Романюк.
Инерция большого корабля

— Мы пока не наблюдаем кризиса, но в строительной отрасли есть последействие, — объясняет Юрий Примак, декан факультета филиала БНТУ «Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки кадров по менеджменту и развитию персонала». Он уверен: говорить о кризисе преждевременно. Пока все участники рынка испытывают только стресс. Но, как показывает финансовый коллапс в США десятилетней давности, если рецессия приобретает затяжной характер, то он больно бьет именно по строительству. 

С коллегой солидарен и Дмитрий Станкевич:

— Пароход резко не остановишь, — образно объясняет он. — Сейчас заканчиваются уже начатые стройки, а вот падение может начаться в 2021–2022 годах. 

Сейчас на рынок влияет сложная эпидемиологическая ситуация. Рано или поздно она закончится, при этом могут начаться экономические колебания. Такое уже бывало. Дмитрий Станкевич одним из самых драматичных периодов для стройки считает 2014–2015 годы, когда произошло снижение объемов из-за весьма резкого падения финансирования. 

Вспоминая тот же период, профессор кафедры строительства и эксплуатации зданий и сооружений филиала БНТУ «Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки кадров по менеджменту и развитию персонала» Дмитрий Лукьянов отметил: груз проблем навалится не на всю отрасль, а будет волнообразно идти по ее сегментам. Вот что произошло в середине минувшего десятилетия? Первыми жертвами экономической парадигмы стали проектировщики — инвесторы перестали вкладываться в новые проекты. А вот строительно-монтажные работы вначале не просели: профильные компании загружали мощности на проектах в высокой стадии завершения. Но в течение года, а то и раньше, их завершили, а новых площадок не появилось. Последними в кризис вошли компании, обеспечивающие инженерные сети и отделочные работы. И когда в конце 2015–2016 годов рынок стал оживать, начали появляться новые проекты, то появилась работа у проектировщиков. Постепенно стали втягиваться в работу и строители. А инжиниринговые компании попали в простой: для их услуг стен еще не построили. 

— История шла по циклу, через два года происходит провал, — объясняет специфику строительной индустрии Дмитрий Лукьянов. — Мы зависим от того, кто в конце цепочки с деньгами. Другими словами, будут развиваться те направления строительства, в которых будет финансирование. 

Новые конфигурации

— Выживут те, кто умеет строить прогнозы и выбирать партнеров, — убежден Дмитрий Лукьянов. 

Коронавирус понудил экономику к цифровизации. И уже под большим вопросом стоит массовая потребность в офисах и торговых помещениях. Эти сегменты рынка недвижимости могут значительно свернуться. 

— Следом поползет рынок жилья, — уверен эксперт. Во-первых, большинство квартир в последние годы строилось с привлечением кредитов. Насколько для населения будут доступны займы — сложный вопрос. Во-вторых, после коронавируса может снизиться привлекательность городской жизни, люди подадутся жить в сельскую местность. Интересные тенденции могут происходить в загородной недвижимости.

Но при этом эксперт добавляет: могут возникнуть проблемы с реализацией уже возведенных объектов, спроектированных исходя из других парадигм. Скажем, если раньше заказчик был готов платить значительные, а иногда даже фантастические, премии за географическое расположение здания, то в ближайшее время этот фактор отойдет на второй план. По мнению эксперта, ключевые заказчики в ближайшие годы будут из сферы логистики, складских помещений и других объектов, которые позволяют снизить людям мобильность и обеспечивать доставку товаров и услуг. 

— Нужно использовать стресс и проанализировать, все ли у нас эффективно, — убежден декан факультета филиала БНТУ «Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки кадров по менеджменту и развитию персонала» Юрий Примак. По его мнению, цифровой трансформации не уделяли должного внимания. Все руки не доходили. Сейчас самое время переходить к использованию новых цифровых технологий. 

— Говорят, мол, IT — дело молодых людей, — объясняет он. — Ветераны производства прекрасно осваивают новые технологии, и стресс их мотивирует. Сейчас главное — сохранить людей, высококвалифицированных специалистов, которые вытянут и предприятия, и отрасли. 

Дмитрий Лукьянов прогнозирует серьезные качественные трансформации. 

— Кризис 2008–2009 годов в развитых странах привел к тому, что со стройки ушла неквалифицированная рабочая сила, — объясняет он. 

Появились принципиально новые подходы: более широко используются модульные конструкции, детали высокой готовности и другие интересные технологии. Кстати, именно они, например, в Ухане позволяли стремительно возводить медицинские объекты. Но нашей отрасли эта парадигма коснулась не в полной мере. 

— Придется перестраиваться. Стройка останется, но трансформируется, — уверен Дмитрий Лукьянов. 

Дмитрий Станкевич советует коллегам пересмотреть структуру компаний, отсеять все неприбыльные и второстепенные направления, сконцентрироваться на развитии сильных и наиболее конкурентоспособных сторон бизнеса. Он также поделился собственным опытом выхода из предыдущих кризисов: 

— Мы создавали резервы, чтобы их хватало в течение 6 месяцев функционирования компании в условиях нестабильного финансового потока. 

По его мнению, подушка безопасности создается очень просто: необходимо 3–5 процентов от доходов откладывать. 

— Пока неприятности не коснулись большинства компаний, это еще не поздно сделать, — уверен Дмитрий Станкевич. 

В любом случае всем участникам рынка придется проявлять гибкость. И оперативно реагировать на изменения, которые неизбежны и могут быть весьма существенными. Однозначно старые маркетинговые лекала можно спрятать в музейные запасники. И выстраивать совершенно свежие стратегии. 

КОМПЕТЕНТНО

Кристина РЕШЕНОК, пресс-секретарь Минстройархитектуры:

— Доля строительно-монтажных работ в I квартале выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,1 процентного пункта и составила 53,8 процента от общего объема инвестиций по стране. Значительный объем выполненных строительно-монтажных работ приходится на объекты жилищного строительства. За три первых месяца года в стране ввели в эксплуатацию более 950 000 квадратных метров жилья (это без малого плюс 10 процентов к уровню прошлого года). 

Всего в 2020 году планируется ввести в эксплуатацию 4 млн «квадратов» жилья, в том числе 980 000 — с господдержкой. Что касается цен на жилье, то за последние годы обеспечено не только сближение, но и опережение роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы по стране и средней стоимости квадратного метра, построенного с господдержкой.

Увеличение объемов строительно-монтажных работ непосредственно отразилось как на объемах выполненных подрядных работ — 105,9 процента, так и на продукции, выпускаемой предприятиями отраслевой промышленности, — 103,9 процента. 

По итогам двух месяцев года темп роста экспорта товаров составил 104,4 процента. Во внешнеторговом балансе обеспечено положительное сальдо в размере 25,4 млн долларов. Экспорт строительных, инженерных и архитектурных услуг в целом по стране за январь — март составил 139,8 млн долларов (плюс 1,8 процента к уровню предыдущего года).  

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter