Выставка современного искусства Германии: как художники ГДР и ФРГ боролись с нацистским прошлым

Будда и телевизор

Картина из красной икры и купание в болоте — чего мы не знали о послевоенном искусстве Германии

400 работ, почти 100 художников послевоенной Германии — грандиозный по масштабам проект «Пути немецкого искусства с 1949 года по сегодняшний день» разместился во Дворце искусства. Простенький рисунок здесь может стоить 40 тысяч евро, некоторые работы защищены антивандальным стеклом — их цена зашкаливает, но организаторы не посчитались со страховыми расходами.



Идея привезти огромный передвижной проект в Минск возникла еще в 2015 году у Гете Института в Беларуси, начинание поддержал Белорусский союз художников. Выставка, будучи очень востребованной, непрерывно гастролирует по планете, спустя пять лет очередь наконец-то дошла до Беларуси — стоит отметить, настолько масштабных гостевых акций в наших музеях не случалось уже давно. Два куратора представляют Восточную и Западную Германию, долгое время существовавшие по разные стороны Берлинской стены, — ректор Академии изобразительного искусства в Дрездене Маттиас Флюгге и Маттиас Винсенте, профессор Высшей школы изобразительного искусства федеральной земли Саар.



— Институт по связям с зарубежными странами IFA пригласил нас подготовить эту обширную выставку из своих фондов, — рассказал Маттиас Флюгге. — Мы с Маттиасом Винсенте были знакомы и раньше, потому смогли работать на равных. Работа длилась два года, нам пришлось пересмотреть 23 тысячи работ, хранящихся в коллекции IFA, чтобы рассказать историю немецкого искусства по обе стороны границы, начиная с 1949 года до сегодняшних дней.



О чем это? О преодолении наследия нацизма с помощью творчества, об авторах и направлениях, которые находились под запретом в годы существования Третьего рейха: как известно, Гитлер ненавидел авангард во всех его проявлениях. Искусство, на которое нацисты навесили ярлык дегенеративного, после поражения в войне получило шанс на существование: в ФРГ — официальный, с ориентацией на западный художественный рынок, в ГДР — подспудный, в противовес очередной идеологической парадигме. Тем не менее художники обеих Германий нащупывали контакты и шли общими путями — участвовали в европейском арт-движении «Флюксус» 1950—1960-х годов, движении «новых диких» конца 1970-х, оставили след в фигуративном искусстве 1980-х, восприняли теории конца 1990-х и начала 2000-х.



Художник в любой стране, в любом времени отвечает на вызовы эпохи: так, протест против удорожания предметов искусства вылился для Георга Херальда в демонстративное использование дорогого продукта — красной икры — для создания картины. Портреты работниц швейной фабрики соседствуют со снимками Брежнева и Вилли Брандта в окружении услужливых помощников. Михаэль Моргнер увязает в болоте ради эффектной кино­съемки — и нам тут же рассказывают легенду о похищенной спецслужбами ГДР кассете, на которой запечатлена творческая акция. Херлиндэ Кельбль иронически документирует на фото сытую жизнь немецкого «высшего света», а самый молодой участник выставки Юлиан Родер — протесты антиглобалистов, причем сделанные кадры поразительно напоминают картины сражений живописцев прошлых веков. Нам Джун Пайк усаживает перед телевизором улыбчивого Будду — работа 1992 года, а как будто о сегодняшнем дне, требующем от потребителя новостей медитативного спокойствия. Обладатель «Золотого льва» Венецианской биеннале Томас Шютте представляет набор ужасов ХХ века в виде серии плакатов с подписями «План I», «План 27»: схематичные изображения снарядов, кладбищ, крематория (память о неизбывной вине нацистов перед человечеством) и новый страх — ядерный гриб, грозящий уничтожить все живое… Болевые точки видны и наглядны и говорят об одном: времена меняются, история закладывает виражи, а люди по-прежнему похожи друг на друга больше, чем думают.


В каталоге звездные имена — Йозеф Бойс, Зигмар Польке, Герхард Рихтер, Андреас Гурски, Бернд и Хилла Бехер, Ребекка Хорн — соседствуют с художниками, по тем или иным причинам не получившими в свое время широкого признания, но не менее заслуживающими внимания.
ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter