Будь здоров, школяр!

Чем кормить учеников, которые не переваривают школьные обеды, как определить безопасную для детского здоровья дозу знаний, и стоит ли проявлять максимальную строгость к старшеклассницам в мини-юбках? На эти и другие вопросы читателей “НГ” отвечали главный инспектор Управления социальной и воспитательной работы Министерства образования Светлана КОРСИК и заведующая отделением гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Алла МАЛАХОВА.
Осторожно: дети!
* — Вера Федоровна звонит, из Минска. Наша школа построена по тому же чешскому проекту, что и печально известная Краснопольская, в которой несколько лет назад под тяжестью снега обвалилась крыша спортзала. Вероятно, опасаясь трагедии, наша администрация перенесла уроки физкультуры на улицу. А у моей девочки бронхит, который обостряется, как только она распаренная побегает по холоду. Можем ли мы пропускать уроки, если считаем их небезопасными для здоровья, и насколько это отразится на отметках?
— После аварии в Краснополье по всей Беларуси проводилась экспертиза спортивных залов, причем всех, а не только построенных по такому же проекту. Некоторые из них были закрыты до проведения ремонтных работ и устранения аварийной ситуации. Если ваш зал не закрыт, значит, заниматься в нем можно.
По программе зимой на улице у школьников лыжи и, если есть возможность, катание на коньках. Остальные занятия должны проводиться в спортивном зале. Поэтому вы с родительским комитетом разберитесь в этой ситуации.
— А может ли врач освободить нас от уроков на улице?
— В зависимости от состояния здоровья ребенок занимается физкультурой в основной, подготовительной или лечебной группе. Но если ребенок здоров, освобождать его от занятий физкультурой на улице нецелесообразно. Наоборот, у нас 40 процентов детей страдает гиподинамией, потому что им не хватает двигательной активности. Поэтому не стоит настраивать ребенка против уроков физкультуры. Другое дело, надо посмотреть, как он одет на уроке, ведь мы порой видим детей в кедах на снегу.
— Вы сказали, что дети занимаются физкультурой в разных группах. Но в нашем классе они все бегают и прыгают рядышком, и учитель у них один...
— Подготовительная группа действительно занимается вместе с основной, только нагрузка им дается меньшая. А вот лечебная группа занимается в отдельные часы, их преподаватель имеет специальную подготовку.
* — Алло, я мама двух девочек, из Минска звоню. В прошлом году нас заставили пройти с девочкой-шестиклассницей осмотр гинеколога. Меня это очень смутило. И для моего ребенка, кажется, это был один из самых страшных дней жизни. Потому что такие интимные осмотры должны быть сугубо добровольными, нельзя включать гинеколога в перечень обязательных врачей!
— Это не Министерство образования приняло такое решение, а комитет по здравоохранению Мингорисполкома. С прошлого года в школах введен так называемый паспорт здоровья школьников, ведется мониторинг состояния здоровья детей. Необходимость ввести осмотр гинеколога продиктована практикой: вообще целесообразно, чтобы ребенок даже раньше, перед поступлением в школу, прошел этот осмотр. Вовсе не для выявления каких-то “стыдных” болезней. Есть большое количество заболеваний, которые можно выявить на ранней стадии во время таких визитов. Поэтому ничего предосудительного в действиях вашего педиатра нет. Но если вы против, то вправе написать, что отказываетесь от осмотра. Никто не имеет права вас принуждать.
* — Алло, это Нина Матвеевна из Житковичей. Мой внук, ему 9 лет, ходит в третий класс гимназии. С этого учебного года их переводят на вторую смену. Как это отразится на здоровье ребенка?
— По закону об общем среднем образовании, гимназия у нас начинается с 5-го класса, и по санитарным нормам она не может заниматься во вторую смену. В начальной школе есть классы с углубленным изучением отдельных предметов, обычно это иностранный язык.
Однозначно сказать, какая смена полезнее конкретному ребенку, нельзя. Некоторые дети “жаворонки”, другие любят поспать подольше, собраться в школу не спеша. Гигиенисты считают, что оптимально всем учащимся заниматься в первую смену. Но у нас еще около 18 процентов детей в республике занимаются во вторую. К сожалению, количество детей в школах уменьшается, и вопрос со второй сменой вскоре решится сам собой.
Ученье — свет, когда ты съел обед
* — Ирина Ивановна Толстик, город Бобруйск. Мы сдаем деньги на обеды, потому что об этом просит классная, но, получается, платим за то, чтобы не есть. Школьные обеды мой сын не любит.
— Есть очень жесткое требование санитарных правил: дети в школе должны питаться. Нагрузка большая, они находятся в школе длительное время, а ребенок должен принимать пищу каждые 3,5—4 часа. Правда, есть дети, которые категорически не хотят есть обеды из школьной столовой. Пусть пользуются услугами буфета: перекусить ребенок должен обязательно.
Два года назад мы постановлением главного санитарного врача сделали очень хорошее дело — утвердили типовой перечень ассортимента буфетной продукции. С позиций здорового питания, то есть исключив цветные газировки, чипсы, жевательные конфеты и прочее. Вместо них школьный буфет должен предлагать всевозможные салаты, обогащенные кисломолочные продукты, фрукты, соки. Мы отслеживаем, чтобы этот перечень соблюдался. Но, пожалуйста, настраивайте ребенка, чтобы он ел не только булочки, смаженки и пиццы.
Мы считаем, что в городе средние и старшие классы должны питаться по заявкам. Конечно, школьная столовка не ресторан, чтобы готовить блюдо по индивидуальному заказу, но выбор из двух-трех комплексов у старшеклассников должен быть. Причем ученик вправе заказывать не весь обед, а какие-то отдельные блюда — например, второе и салат. Если в вашей школе эта проблема не решена, подключайте родительский комитет и поднимайте вопрос.
* — Меня зовут Виктор, я отец. Соседка в прошлом году звонила в санстанцию, приезжали, проверяли школьную столовую — потом две недели детей кормили вкусно. Может, нам по очереди туда звонить?
— Санитарными правилами предусматривается, что ребенок должен получать в школе или второй горячий завтрак, или горячий обед. Все эти вопросы уже давно проработаны, даже издается сборник рецептов блюд, разработанный нашей потребкооперацией и Минторгом, прошедший согласование в Министерстве здравоохранения. К учебному году он должен быть издан. Но извечный вопрос — качество питания. Как бы все ни было прописано, качество все равно в некоторых учебных заведениях страдает. Этот вопрос надо поднимать с администрацией школы, потому что администрация тоже отвечает за качество питания. Если есть какие-то вопросы, не бойтесь обращаться и в территориальное учреждение госсаннадзора.
— А законно это будет, если родители начнут вмешиваться в процесс приготовления пищи?
— Ходить по пищеблоку вам, конечно, никто не разрешит, но вы можете поднять вопрос на родительском собрании, обсудить его при помощи родительского комитета, на совете школы.
Детство — босоногое
* — Меня зовут Елена Александровна. Детские садики часто практикуют закаливающие процедуры. Но, например, в нашем садике всегда жарко, и зимой воспитатели требуют, чтобы ребенок был в колготках.
— Есть нормативы воздушно-теплового режима в группе, которые предусматривают, что температура воздуха в группе может колебаться, в зависимости от возраста детей, в пределах 19—22 градусов. Родители обычно считают, что ребенок закаливается при проведении специальных процедур: обливание ножек или ходьба босиком. Но эти процедуры ничего не дадут, если ребенок будет слишком тепло одет. Основное закаливание — это форма одежды и температура воздуха. Дети в группе должны быть в шортиках, носочках и рубашке с коротким рукавом. Колготы надеваются, только если в комнате становится прохладно. Поэтому вы вправе потребовать от администрации учреждения соблюдения всех этих требований.
— А где мне обучиться специальным закаливающим процедурам?
— Есть различные методики, вы можете узнать о них у педиатра или в центре гигиены.
— Большинство таких советов — общие слова, хотелось бы закаливаться эффективнее. Ходить по полу босичком для нас уже пройденный этап. Может, поводить ребенка в бассейн?
— Все оздоровительные процедуры действительно щадящие, ведь главные принципы закаливания — систематичность и постепенность. Температура воды в бассейне для ребенка должна быть 28—30 градусов.
— У нас 22 градуса.
— Это, конечно, и для взрослых холодновато.
* — Марина, Слуцкий район, я молодая мама. Я читала о том, что в детских садиках не выдерживаются натуральные нормы питания, потому что на это не хватает средств. Хотелось бы узнать, изменилась ли ситуация, каких вещества недополучают малыши и как с этим бороться.
— Проблема несоответствия денежных норм натуральным нормам питания, конечно, существует не первый год, и постоянно предпринимаются какие-то шаги для ее решения. С 1 марта этого года денежные нормы в дошкольных учреждениях были увеличены примерно на 10 процентов, но даже они не покрывают тех натуральных норм, которые необходимы для нормального развития ребенка. В данный момент подготовлено постановление Совета Министров, где согласовываются с Министерством финансов новые денежные нормы, они некоторым образом поправят ситуацию. Конечно, ребенок не должен за домашним ужином “отъедаться” и получать по объему и калорийности больше пищи, чем ему это положено. Но старайтесь кормить его теми продуктами, по которым не выполняются нормы — рыбой, фруктами, соками...
Кстати, детские учреждения сельской местности лучше выполняют нормы — у них много возможностей удешевить питание, заготавливая овощи и фрукты или покупая в хозяйстве мясо и картофель по себестоимости.
По форме и по существу
* — Алло, здравствуйте! Я по поводу школьной формы: почему она делается из полиэстера и вискозы? Почему не из чего-то натурального?
— Это вопрос, конечно, и к торговле, и к предприятиям, которые выпускают одежду. Новые гигиенические требования к повседневной детской одежде и обуви содержат более жесткие требования по вложению химических волокон. Поскольку какие-то единые образцы школьной формы не введены, вас никто не может заставить носить костюм из полиэстера. Вы можете подобрать ребенку то, что соответствует гигиеническим требованиям.
— А какая ткань им соответствует?
— Костюмно-плательный ассортимент может содержать не более 55 процентов синтетических волокон, сорочки и блузки — не более 35 процентов. Я говорю не о нарядной одежде, а о повседневной. Такую, правда, надо поискать, но я, например, купила своей внучке прекрасный костюмчик витебского производства. Концерну “Беллегпром” к нынешнему году было заказано 460 тысяч комплектов одежды для учеников, а школьников в стране один миллион 200 тысяч. Возможно, вы найдете себе комплект на рынках.
* — Здравствуйте, “прямая линия” еще идет? Скажите, почему в наших школах строгие требования предъявляются к ученикам, а вот к учителям — нет? Я учусь в 10-м классе. Нам запрещено в школу краситься, надевать короткие юбки, носить яркий маникюр и длинные ногти. В то же время есть учителя, которые раскрашены совершенно неподобающим для педагога образом. Мы по сравнению с ними — маленькие девочки.
— Очень печально, конечно, слышать такой вопрос, потому что учитель должен быть образцом во всех отношениях. Требования, конечно, предъявляются и к одежде учителей, но на уровне администрации школы. Я думаю, вы можете задать этот вопрос в такой же вежливой форме, как сейчас нам, администрации. Вы правильно сказали: если какие-то требования предъявляются ученикам, то учителя в первую очередь должны им соответствовать.
— Если я где-то об этом скажу, то, возможно, поставлю под угрозу свои отметки, а у меня выпускной класс на носу...
— Если вы поднимете этот вопрос так же корректно, как сейчас, то вряд ли. Только не требуйте, чтобы учитель ходил, как синий чулок — в очках и с гулей на голове. Возможно, это издержки нашего воспитания, порожденные тем, что в годы юности ваших учителей не было визажистов, стилистов. Хотя, согласитесь, что и среди современных девочек встречаются особы с тоннами косметики на юных лицах. Нам долго еще надо идти к тому, что называется высокой культурой нации. Это повод серьезно задуматься и учителям, и ученикам, и всему обществу.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter