Источник: Знамя юности
Знамя юности

Научить, поддержать, а если нужно – уговорить. Гомельские студенты-медики помогают в реабилитации пациентам с COVID-19

Будь здоров, «Максим»!

Волонтерский отряд, который помогает врачам, работающим с CОVID-пациентами, приступил к работе в Гомеле. Чтобы оказаться в числе добровольцев, студентам-медикам пришлось выдержать конкурсный отбор и пройти специальное обучение. 


Тренировка по экипировке

Симуляционный центр Гомельского медуниверситета – это лаборатория с различными аппаратами и манекенами. Здесь можно сделать то, о чем только слышали на лекциях: от пункций до сердечно-легочной реанимации. Одно из помещений превратили в условную грязную зону. В палате медиков уже ждет «пациент» с COVID-19 – человекоподобный тренажер «Максим III-01». Но прежде чем приступить к его реабилитации, проходит тренировка по облачению в средства индивидуальной защиты. Проректор по лечебной работе Дмитрий Рузанов начинает инструктаж:

– Кольца, серьги, часы – долой. Все это будет мешать, на этих аксессуарах может остаться инфекция. Телефоны брать можно, но в чехле. Есть устоявшийся порядок облачения, который сложно нарушить. Сначала надевайте респиратор, а затем уже костюм.

Дмитрий Юрьевич обращает внимание на детали:

– Зона у нас, конечно, чистая, но через нее выходят коллеги, побывавшие в грязной. Поэтому надеваем костюм на весу, чтобы он не елозил по полу. Под костюмом желательны обычные майки или хирургические пижамы, чтобы рукава или воротники не торчали. 

Следующий шаг. Мощные бахилы до колена нужно примотать к ноге завязками. Сразу обнаруживаются слабые места: объемные кроссовки и тяжелые ботинки студентов в них не вмещаются: 

– Лучше приходить в сменной обуви, которую вы потом не понесете домой. Плюс, как видите, она не должна быть массивной. Не во всех случаях нужны нарукавники и фартук, но всегда обязательны две пары перчаток. Первую – под костюм максимально высоко, второй прижимаем рукав сверху. 

Субординатор, а не студент

Дмитрий Рузанов не просто перечисляет необходимые действия, но и делится со студентами лайфхаками, которые накопил за время работы в грязных зонах: 

– Если сделать в рукаве небольшую дырочку, в которую можно продеть большой палец, а сверху прижать второй перчаткой, ваша рука гарантированно не оголится. Если оторвалась одна завязка от бахил, то вторую можно обернуть вокруг колена и затянуть. Капюшоны довольно большие, могут съезжать на глаза, и тогда вы будете грязными руками поправлять их. Чтобы было комфортно, на затылке капюшон можно натянуть и зафиксировать тонкой резиночкой, сделав «хвостик». Теперь капюшон будет плотно облегать голову. 

Очки, щиток – и студенты-волонтеры готовы общаться с пациентом. Дмитрий Рузанов объясняет:

– Реабилитация – трудоемкий процесс, на который у лечащего врача порой не хватает времени. Поэтому наши студенты-волонтеры возьмут на себя эту работу. Будут учить пациентов правильно дышать, чтобы восстанавливались те отделы, которые поражены CОVID-19. И выполнять упражнения, поскольку опорно-двигательный аппарат тоже страдает во время болезни. 

Студенты пробуют разговаривать с «Максимом», а проректор сразу указывает на ошибки:

– Старайтесь подобрать словесные формулы, которые облегчат общение и вызовут больше доверия. Мы говорим «субординатор», а не «студент шестого курса». И мы не предлагаем что-то «попробовать» или «поэкспериментировать», а произносим: «Я здесь, чтобы сформировать для вас индивидуальную программу реабилитации». 

На помощь врачам

Опросник, пульсометрия, а дальше – правильное дыхание. «Максим» лежит на спине, но волонтеры рассказывают ему: чтобы пораженные легкие полноценное дышали, нужно перевернуться на живот – валик под крестец, подушку под грудь. 

Дмитрий Рузанов допускает, что пациентов еще придется поуго­варивать:

– Вам могут сказать: «Мне так не­удобно, я так не хочу». Вы должны объяснить, что, лежа на спине, человек значительно затрудняет работу легким. Или в качестве наглядной и­ллюстрации измерить сатурацию в разных положениях, чтобы пациент понял, в какой позиции его легкие лучше наполняются кислородом.

Чтобы задействовать нижние отделы легких, нужно выполнять специальные упражнения. К примеру, вдыхая, надувать живот или выдыхать через сомкнутые губы. Волонтеры старательно запоминают и другие ситуации, в которых могут оказаться во время работы с пациентом. Эта бесплатная помощь больным, к слову, не освобождает их от основных занятий, часто придется работать по вечерам. Тем не менее желающих попасть в волонтерский отряд было столько, что проводили конкурсный отбор. Пятикурсница Елизавета Захарова параллельно учится и работает медсестрой в Pеспубликанском научно-практическом центре радиационной медицины и экологии человека:

– Часто по скорой нам привозят пациентов с диагнозом COVID-19. Хотелось бы научиться более грамотно с ними работать и помогать врачам.

Шестикурснику Антону Апанасюку в красной зоне впервые пришлось побывать месяц назад:

– Первые эмоции – страшно. За себя, за близких. А потом привыкаешь. Физически сложно, да. Перед тем как зай­ти в красную зону, нужно подготовиться – поесть, сходить в туалет. В костюме жарко. Ты весь мокрый. Но стараешься об этом не думать, а до выхода сделать максимум полезного.

Если появится необходимость, количество добровольцев в отряде увеличат, благо альтруистов среди будущих медиков хватает.

valchenko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter