Будь готов — всегда готов!

Киностудия «Беларусьфильм» при поддержке Министерства обороны сняла полнометражное художественное кино «Не игра». Поскольку фильм об армии, то обойтись без того белорусского актера, который переиграл и наших, и не наших офицеров и генералов без счета, было нельзя. Но когда Андрей Муковозчик беседовал с Игорем Сиговым, об армии они почти и не говорили. А о чем же тогда? Прочитайте фрагменты их беседы и узнайте сами.

Фото  ТатьЯны  СтолЯровой

О прошлом

— Каким был Полоцк вашего детства?

— Прекрасным. И прекрасен до сих пор, хотя изменился, обновился. Для меня это был большой город, потому что жили на окраине, а на свидания я бегал в центр, что занимало минут 40.

— Легкая атлетика в этом помогала? Вы ведь были чемпионом Полоцка по бегу на 800 метров.

— Да. Я с 3–го класса стал заниматься спортом. Не специально, а просто меня физрук заметил и сказал: «Ну–ка, иди сюда. Наташа Сигова тебе кто?» А это была моя старшая сестра, она уже занималась.

— Как это происходит, когда спортивный и перспективный мальчик в 8–м классе решает: буду заниматься одной из самых зависимых профессий — актерством?

— Мой друг стеснялся идти один в театральную студию. Его тоже взяли — но меня взяли первым. И я сразу встретил там свою первую любовь. К тому же когда первый раз вышел на сцену и получил аплодисменты зрителя, то понял, что мне хочется этого еще и еще. «Каханне» к девушке переросло в «любоў» к театру, к творчеству и так далее.

— Но «в артисты» вы попали не сразу: армия, авторемонтный завод, шофер. Если бы не актером, кем бы мог стать Игорь Сигов?

— Скорее всего, военным. Мама хотела, чтобы я стал офицером. И когда я стал сниматься в кино про войну, сказал: «Мама, видишь, я — офицер. Хочешь — немецкий, хочешь — русский».

Съемки фильма «Не игра», первый показ которого состоялся накануне Дня защитников Отечества.
Фото newsgomel.by

— Поступили вы не с первого раза и даже после приличного перерыва.

— В 21 год для мужика поступать в «театралку» — это не поздно. Первое поступление, которое я провалил, дало мне возможность уяснить: я — не гений. Это важно понять вовремя.

— Сколько в вашей жизни упорного труда, а сколько удачи и фарта?

— Фарт был, но — мизер. Нам изначально говорили: «Никто вас здесь не научит, если вы сами не научитесь». Нужно было впитывать, работать, пробовать, ошибаться. Ценить. И доказывать, что я — могу. Это вошло в привычку, в потребность. Если ты не тратишься, значит, не отдаешь энергию зрителю. И он, значит, не отдает тебе свою. Вот и все. Что такое театр? Это обмен энергиями.

— Всю жизнь мечтаю на это посмотреть с физической точки зрения.

— Да? Талантливому актеру, если он пропадает без работы, очень сложно заняться чем–то другим. Не потому, что он этого не умеет: он скучает вот по этой энергии. Ради этого ты выходишь на сцену и хочешь снова это получить. Не всегда получаешь, но чем хорош театр — там всегда можно исправить ошибку. В кино отснялся и — хлоп.

Фото newsgomel.by

— Ваша фамилия правильно звучит СигОв, по–шляхетски?

— До 30 лет я говорил, что правильно — СигОв. После армии поступил в академию искусств — и все стали меня называть СИгов. Дядя, который жил в Москве, — они называли себя СИговы, мне, если честно, это не нравилось. Но паспортистка при замене записала «Сiгаў». Говорю: «Почему вы исправляете? Я же знаю, как звучит моя фамилия». Она: «Я филолог, я лучше знаю, как правильно писать». И с тех пор я перестал бороться: зовите как вам хочется.

— Дед и прадед, которые имели и землю, и батраков, — они тоже полоцкие?

— Шарковщинский район. Несколько лет назад меня сильно «клемануло» — и захотелось дом, землю. Теперь у меня есть отдельно стоящий дом между двумя деревнями, практически хутор. Вокруг поля, сад мой... как звучит: мой сад!

— Батраки?

— Нет. Но деревенские соседи, когда я приезжаю, в шутку говорят: «Барин приехал». А я ведь вырос в деревне, каждое лето мама меня отправляла. Там я и коров «пасьвiў», и овец, и доил, и косил.

— Есть что–то из полоцкого детства, чего вам сегодня иногда остро не хватает?

— Спорта. Хутор, конечно, обязывает: дрова поколоть, воды наносить, покосить — физкультура. Но не хватает той силы, той молодости, когда мог не спать день–два–три и успевал много чего сделать. Влюбляться, бегать, выигрывать соревнования, учиться. А сейчас есть ощущение, что притормозил.

О культуре

— Что такое белорусская культура вообще?

— Это национальность. Наш быт. Белорусов можно узнать везде, в любой стране: они открытые. Не надо погонять — мы сами все сделаем. Есть у нас свои отличия, обряды, свое направление в музыке. И писатели есть, и драматурги. И проблемы тоже свои.

— Фильм, после съемок в котором вы побывали в Голливуде, был снят ирландским режиссером Х.Уилсон по «Чернобыльской молитве» С.Алексиевич...

— И что меня поразило: фильм шел на русском, с субтитрами. Но американцев эта история зацепила. Тема человека, семьи. Люди выходили — и многие плакали, причем это не зависело от возраста. Вот исходя из этого, я говорю: наша культура, мы интересны прежде всего собой, своей самобытностью. За пределами Беларуси мы интересны: какие мы, как переживаем, веселимся, грустим. И не понимаю, когда спрашивают: «Мы можем снять достойное белорусское кино?» Конечно, можем! У нас все для этого есть. У нас достаточно богатая культура, просто мы не умеем ею пользоваться. Или — нам не дают.

— Тот смокинг, который вы специально пошили к «Оскару», — он где?

— Висит дома. Более того — я в него влезаю! И периодически надеваю на какие–то торжественные мероприятия, проверяя таким способом, в какой я форме.

— Вы были директором театра. Чиновник из вас, по словам чиновников, не получился.

— А я вот считаю, что нормально сыграл роль директора за те два года, что мне были отведены. Когда меня спросили перед назначением: «А ты потянешь?» — сказал: «Слушайте, играл же я генералов. Что я, директора в жизни не сыграю?» Конечно, богатый опыт для меня, человеческий, узнал многие вещи, увидел вторую сторону медали. Большой сложности в этом нет, если имеешь грамотную команду, людей, на которых можешь положиться. Но вот собрать ее — в этом–то вся проблема.

— А какие качества должны быть у чиновника, чтобы он был не хуже, чем Игорь Сигов — актер?

— Мне кажется, честность. Важна позиция, тем более если министр или чиновник — мужчина. Пацан сказал — пацан сделал. В этом есть честность.

— Это же трудно, наверное?

— Ага.

— Вы снимались с Владом Галкиным, работали с Сергеем Безруковым, курили вместе с Киану Ривзом. Чем отличается большой актер?

— Наверное, гонораром. Я скажу так: чем крупнее звезда, тем меньше там понтов. Как у нас говорят, сцена все покажет: кто — артист, а кто — клоп на подушке.

— Актеры — люди со специально расшатываемой психикой...

— Расшатанной. Актерская профессия — это диагноз. Дети, которые не наигрались. Актеру с нерасшатанной психикой будет сложнее достичь чего–то, добиться признания зрителя.

— Актеры больше любят играть отрицательных персонажей, но «Оскары» дают за положительных. В жизни тоже так?

— Нет, в жизни — наоборот. Может, если бы ты делал гадости, был подлецом, где–то подмазал, где–то улыбнулся — дивиденды получил бы быстрее. Но все, что приходит легко, так же легко и уходит.

— Профессионал — это кто такой?

— Тот, кто честно делает свое дело. И делает это мастерски. Есть профессия — вот потолок, ты работаешь–работаешь, раз — уперся. Можно дальше не пойти — и ты останешься профессионалом. Но можно сломать потолок (и увидеть там еще один). Можешь грести до него — развиваться, расширять свой диапазон. Мой преподаватель Илья Курган говорил: «Что такое наша профессия? Это круги на воде». Чем шире круг, тем большего ты не понимаешь, тем больше тебе хочется узнать.

— Чем глубже пруд...

— ...тем дальше волны.

СПРАВКА «СБ»

Сигов Игорь Алексеевич — заслуженный артист, актер театра и кино. Два года был директором Республиканского театра белорусской драматургии. Первый и пока единственный белорус, приглашенный и побывавший на церемонии вручения «Оскара» (номинировался фильм с его участием). Награжден медалью Франциска Скорины.

mukovoz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter