Будь человеком!

В августе нынешнего года, напомню, прошел последний, третий, этап мониторинга работы государственных органов по решению социально значимых вопросов и повышению качества работы с обращениями граждан. Инициировал его лично глава государства, а занималась этим Администрация Президента Беларуси. Важно было посмотреть, как на местах складываются отношения «человек-власть». Ведь уходящий год — это и конец пятилетки, проходившей в нашей стране под девизом «Государство для народа, для человека».

Тяжел ли портфель чиновника, которого, по сути, нанимает на работу народ...

В августе нынешнего года, напомню, прошел последний, третий, этап мониторинга работы государственных органов по решению социально значимых вопросов и повышению качества работы с обращениями граждан. Инициировал его лично глава государства, а занималась этим Администрация Президента Беларуси. Важно было посмотреть, как на местах складываются отношения «человек-власть». Ведь уходящий год — это и конец пятилетки, проходившей в нашей стране под девизом «Государство для народа, для человека».

Не буду сейчас останавливаться на итогах самого мониторинга — о них «БН» уже не раз писала, и весьма подробно. Хочется обратить внимание на результаты социологического опроса, проведенного во время августовского этапа Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь.

Чуть более четверти — 26,5 процента — прибывших на прием к руководителям межведомственных рабочих групп в качестве обстоятельств своего визита тогда указали, что «это их последняя надежда». 21 процент опрошенных отметил безрезультатность предыдущих обращений, 15,5 процента считают, что «на местах решить проблему невозможно», еще 10 процентов — не доверяют местным органам власти…

Большинство нареканий поступило тогда в адрес служб ЖКХ, почти каждый второй остался неудовлетворенным решением его проблем в архитектурных и строительный организациях, органах социальной защиты и здравоохранения.

При этом у 64 процентов опрошенных, сделали вывод социологи, сложился все-таки положительный образ госслужащего. Около половины респондентов посчитали принимавших их специалистов компетентными, отметили их доброжелательность и тактичность, ответственность и порядочность. К слову, такие качества, как вежливость, внимательность, ответственность, 32 процента опрошенных поставили в один ряд с высоким уровнем квалификации, назвав их просто необходимыми для чиновников.

Конечно, люди, обращающиеся в различные инстанции за решением своих проблем, правы бывают не всегда. Увы, недостаточная правовая грамотность людей остается довольно распространенной бедой в нашем обществе. Но тогда задача чиновника — корректно объяснить человеку ситуацию, растолковать. И помочь, в конце концов, найти приемлемый выход из создавшегося положения. Если этого не произошло — тогда, на мой взгляд, и рождается порочный «жалобный круг». Результат — нелицеприятные оценки работы представителей власти. Среди основных недостатков, присущих все-таки не власти в целом, а отдельным чиновникам, что отрадно, опрошенные назвали, например, «озабоченность только своими привилегиями и доходами» (15 процентов), «работу по инерции» (11,5 процента), «защиту старых бюрократических порядков» (10 процентов).

Важнейший показатель для оценки работы власти — оперативность. На это указали 44 процента опрошенных.

К слову, какой эта «оперативность» бывает иной раз, «БН» знает не понаслышке. Вспомню только один случай: в нынешнем году, чтобы срезать старое дерево, угрожающее частному дому (небольшая такая проблемка!), нашей газете вмешиваться пришлось дважды…

Как говорится, делайте выводы, управленцы. Впрочем, выводы эти, как мне кажется, лежат на поверхности. Руководители различных рангов свои портфели получают именно для того, чтобы толково обустраивать государство и конкретно помогать людям в решении их проблем. Граждане для этого нанимают их и, по сути, платят зарплату — из бюджета, конечно, посредством налогов. Если исходить из этого и зрить в самый корень, то чиновничий портфель — совсем не средство удовлетворить собственное тщеславие. Это, скорее, тяжелая ноша: нужно ежесекундно, подчеркну, помнить о том, что человечность для чиновника, менеджера, управленца важна не меньше компетентности. Чиновник к тому же — представитель власти для народа. А это, согласитесь, ко многому обязывает!

Свой же собственный — журналистский — мониторинг работы местных органов власти с обращениями граждан мы не прекращаем никогда. Так что впереди еще много открытий — позитивных, к счастью, и, к сожалению, не очень...

Наталья СЧАСТНАЯ, редактор отдела писем и обращений «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter