Источник: Знамя юности
Знамя юности

Будущее уже здесь. Как выглядят лаборатории практического обучения в медицинских вузах

Будущее уже здесь

Пожалуй, ответственнее и важнее профессии врача может быть только работа преподавателей медицинских вузов, которым за несколько лет нужно превратить вчерашнего выпускника школы в квалифицированного специалиста. Недаром на встрече Главы государства со студентами и профессорско-преподавательским составом медуниверситетов прозвучало безапелляционное требование: в обучении будущих врачей должны использоваться только самые передовые методики и технологии. А как обстоят дела сейчас? Наши корреспонденты заглянули в медвузы разных регионов.

Диагноз для манекена

Единственное место, где врач может позволить себе ошибиться, – это симуляционная лаборатория. Только здесь можно экспериментировать, не ставя под угрозу человеческую жизнь, уверена заведующая лабораторией практического обучения Белорусского государственного медицинского университета Наталья Мирончик:


– Наш центр открылся еще в 2014 году. В нем занимаются студенты с первого по шестой курсы. Лаборатория помогает развить у ребят способность быстро принимать решения и безупречно выполнять необходимые манипуляции. Уверена, что в наше время традиционная система обучения должна сочетаться с широким набором симуляционных об­разовательных методов, соответствующих международным требованиям.

В лаборатории практического обучения есть все – от простых манекенов до тренажеров высокой степени реалистичности, которые управляются с помощью планшетов и ноутбуков. Они позволяют ребятам не просто отрабатывать один навык, а разбирать целый сценарий клинического случая. Например, преподаватель ставит задачу: вылечить «пациента» с жалобами на кашель, а студенты оценивают его состояние, ставят диагноз, подбирают препараты.

Наталья Васильевна обращает внимание на другие плюсы использования симулятора:

– Он позволяет работать как по одиночке, так и в команде, когда один студент берет на себя роль лидера и дает поручения коллегам. Это помогает научиться взаимодействовать в коллективе и сообща искать решение проблемы.

Сначала – лаборатория, потом – поликлиника

Будущий врач не имеет права быть теоретиком, уверены в Гомельском государственном медицинском университете. Именно поэтому здесь занятия по терапии, педиатрии, хирургии, анестезиологии и реаниматологии, акушерству и гинекологии проводят в лаборатории практического обучения, где установлен комплекс современных тренажеров, имитаторов, симуляторов. Это позволяет студентам до автоматизма отрабатывать практические навыки обращения с больными, проводить зондирования, инъекции, операции, овладевать специальными медицинскими инструментами и приборами. Система обучения построена таким образом, что усвоение приемов начинается уже на младших курсах с использованием простых электронно-механических тренажеров, а затем продолжается на сложнейших симуляторах высокого уровня реалистичности.


Такая лаборатория должна быть в каждом медвузе, поделился мнением ректор Гомельского государственного медицинского университета, профессор, доктор медицинских наук Анатолий Лызиков:

– Здесь могут обучаться студенты всех курсов. Образовательная площадка следующего уровня – это больницы, поликлиники, медицинские центры, которые тоже становятся учебными классами для наших студентов. Чем больше они будут практиковаться на современном оборудовании, тем лучше это отразится на качестве специалиста.

Включаемся в процесс

В прошлом году Совет Министров принял решение о запуске пилотного проекта по созданию в Гродно университетской клиники на базе областной больницы. Теперь практическая подготовка студентов ведется в условиях реального лечебного процесса, на новейшем медицинском оборудовании и при участии опытных практикующих врачей.


Есть в Гродненском государственном медицинском университете и высокотехнологичная лаборатория практического обучения. На высокоточных симуляторах можно практиковаться в проведении лапароскопических операций, трахеотомии, пункций или научиться проводить пальпацию при различных опухолях, накладывать швы. Есть здесь и имитатор УЗИ-аппарата, который предус­матривает распознавание более 300 клинических ситуаций, и «анатомический стол» – по сути, интерактивный экран с параметрами реального аналога и практически с такими же возможностями.

Ректор ГрГМУ Виктор Снежицкий убежден, что развитие материальной и технической базы университета – процесс непрерывный, и в доказательство своих слов приводит масштабные планы, которые планируется осуществить в ближайшие годы:

– В Гродно для нашего университета планируется строительство лабораторного корпуса – это перспектива ближайших двух-трех лет. Сейчас решаются вопросы по финансированию, выбираем земельный участок. Предполагается, что половина средств будет выделена Минздравом, половина поступит из городского бюджета. Также около пяти миллио­нов евро в эквиваленте направят на строительство и оснащение симуляционного центра, который пока находится на арендуемых площадях. Надеемся завершить работы к концу 2020 года.

Секвенатор в помощь

В начале ноября Витебский государственный медицинский университет отметил 85-летие. В юбилейный год вуз реализовал много новых интересных проектов. Но, пожалуй, самый масштабный из них связан с началом создания научно-практического центра медицины и фармации.

Химико-фармацевтическая лаборатория, которой заведует Василий Фадеев, уже получила новое оборудование:


– Например, LCM S-спектрометр, позволяющий проводить так называемые биоэквивалентные исследования, кроме нас имеют лишь две лаборатории в стране. Благодаря таким исследованиям можно индивидуально подбирать пациентам дозы препаратов, а также сокращать время испытаний лекарственных средств.

Еще один уникальный прибор – секвенатор. Он выявляет последовательности аминокислот в ДНК и РНК. С его помощью уже выполняется государственная программа научных исследований в области клеточных и молекулярных механизмов развития патологий печени. Также, по словам доцента кафедры гистологии, цитологии и эмбриологии ВГМУ Елены Лебедевой, на нем проводятся исследования в сотрудничестве с Республиканским научно-практическим центром детской онкологии, гематологии и иммунологии:

– Мы помогаем РНПЦ получить полную картину исследований, которая позволяет прогнозировать развитие болезни у конкретного пациента.

Со временем, делится планами ректор ВГМУ профессор Анатолий Щастный, свободные площади научно-практического центра медицины и фармации займут профильные кафедры, а также собственное фармацевтическое производство.

Фото Бориса МЕЩЕРЯКОВА, Антона СТЕПАНИЩЕВА, Ивана ЯРИВАНОВИЧА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter