Время – деньги. Как специалисты оперативно чинят нефтепровод

Брызги черного золота

Нефть движет миром. С этим умозаключением поспорить сложно. Чуть подрастет цена на баррель черного золота на мировых биржах — и экономика планеты оживает. А если упадет до низких значений, активность прекращается. В любом случае масштабы труда тысяч людей, которые ищут, добывают и перерабатывают нефть, переоценить сложно. Не говоря уже про тех, кто занимается ее транспортировкой. Ведь сама она на завод не придет, а цистернами, учитывая объемы, ее не навозишься…
Работы на магистрали идут, несмотря на ненастье


И в ночь, и в дождь

Крупнейший в мире нефтепровод «Дружба» был построен в СССР еще в 1960-х. Белорусский отрезок магистрали длиной в 667 километров проходит от восточной до западной границы. Транспортировка на экспорт и транзит ведутся по нескольким направлениям. Среди получателей Польша, Германия, Венгрия, Словакия, Чехия.

Воображение некоторых рисует заманчивую картину: «сидеть на трубе» и ковшом грести легкие деньги. У первого заместителя генерального директора ОАО «Гомельтранснефть Дружба» Андрея Козика такое представление вызывает скепсис:

— Увидите сами, какие они «легкие».

Вместе с ним отправляемся на линейно-производственно-диспетчерскую станцию «Мозырь». Оттуда снабжается нефтью Мозырский НПЗ. За сутки поступает в среднем 30—35 тысяч тонн. Сейчас перекачка приостановлена — идет замена участка магистрали, который за годы эксплуатации частично износился. Очередная внутритрубная диагностика обнаружила дефекты.

Погода, не внушавшая доверия с утра, к нашему приезду портится окончательно. С неба льет как из ведра. Хотя, глядя на нефтепроводчиков, работающих на дне широкой траншеи, мне грех жаловаться. У начальника ЛПДС Дмитрия Бордовского усталый вид — на ногах он вторые сутки. Но рассказывает не о себе:

— Дождь сегодня всю ночь шел. Ребятам пришлось работать в таких условиях... Ну, какие есть. Хотя у аварийщиков так частенько бывает.

Задействованы три аварийно-восстановительные бригады. Люди трудятся непрерывно, сменяя друг друга. Короткие перерывы тут же — в специально оборудованных для полевого быта вагончиках.

Ни ливень, ни ночь работе не помеха. Нужно уложиться в жесткий регламент — 72 часа. Смысл выражения «время — деньги» здесь чувствуется как нигде.

Подлежащий замене участок демонтируется с помощью машины безогневой резки и автокрана. Предварительно было откачано почти 400 «кубов» нефти, проведено тампонирование и размагничивание трубопровода. Кстати, полностью перекачка останавливалась на считанные часы. После чего одна из ниток заработала в штатном режиме. «Нитками» специалисты называют идущие параллельно трубы. Минимальный ее диаметр  — 530 миллиметров, максимальный — почти вдвое больше. Достаточно, чтобы внутри мог ползать Брюс Уиллис. Если вдруг кому-то придет в голову снимать здесь очередную серию «Крепкого орешка» с таким сюжетом.

Площадь резервуарного парка – больше сотни футбольных полей.

Парк резервуарного периода

Переезжаем на саму ЛПДС, где находится самое большое в стране нефтехранилище. Станция занимает 86 гектаров — это примерно 120 футбольных полей. С 2003 года ведется поэтапная реконструкция и строительство новых емкостей. Местная достопримечательность – резервуары объемом 75 000 кубометров. Визуально в таком легко поместится здание Гомельского цирка.

По лестнице поднимаемся на двадцатиметровую высоту. В нестихающий ливень — та еще физкультурка, но открывшийся сверху вид этого стоит. Дмитрий Бордовский описывает технические параметры:

— Это резервуар с двойной стенкой — один как бы находится в окружении другого. Поэтому даже в случае возможной разгерметизации разлива не произойдет — нефть останется внутри. Также он имеет плавающую крышу, что позволяет почти полностью избежать испарения и вредных для окружающей среды выбросов.

За состоянием и поведением углеводородов внутри следит автоматика. В числе прочего измеряется температура нефти. На разных уровнях она отличается. «Средней по резервуару», как в одной известной шутке, быть не может. 

Внизу внимание привлекают пожарные гидранты. Торчащие над землей небольшие колонки — как в американских фильмах. В эксплуатации они практичнее — нет нужды в подземных колодцах, да и подсоединиться к ним можно гораздо быстрее. Если, упаси бог, возникнет необходимость, все будут решать секунды. 

И напоследок – факт, красноречиво характеризующий деятельность ОАО «Гомельтранснефть Дружба». За все время существования предприятия по его вине не было допущено ни одного срыва поставок нефти. Это – результат круглосуточного труда и задача №1 на каждый день.

Транспортировка нефти контролируется 24 часа в сутки.

ПОЗИЦИЯ

Олег ПОЧИНОК, генеральный директор ОАО «Гомельтранснефть Дружба»:

— Являясь связующим звеном между странами Европы и Азии, мы должны обеспечивать бесперебойность, безаварийность и экологическую безопасность транспортировки нефти. При этом тенденции мирового рынка обязывают повышать конкурентоспособность, сокращать издержки и себестоимость услуг. Мы нацелены на научно-техническое, инновационное развитие предприятия, внедрение новых технологий и оборудования.

Отмечу, что выполнение широкомасштабной реконструкции возможно лишь при  наличии высококвалифицированного персонала. Сегодня наш коллектив — это профессионалы, способные находить эффективные технологические решения, отвечающие современным стандартам. А главная стратегическая цель — наращивание экономической эффективности и вклада в развитие и благосостояние всей страны.

proleskovskiy77@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter