Брусника от Агаты

Любимая ягода моей старшей внучки — брусника. В урожайные годы ее полно в лесу неподалеку от моей усадьбы. Проезжая по лесной дороге, я заметил, что эта красивая и полезная ягода начала краснеть. Вот-вот она вспыхнет нежным розовым цветом среди начавшей утрачивать свежесть травы, и тогда будет казаться, что кто-то веселый и щедрый распахнул ладони с яркими гранатовыми зернышками. Однако я не ягодник, а грибник. Потому с ведерком в лес не пойду. Последние годы я заказывал лесные дары для внучки у Агаты. Эта миловидная женщина предпенсионного возраста живет на краю центрального поселка и собирает бруснику рядом со своей усадьбой. Там я однажды и встретил ее с полным ведром отборной ягоды и выкупил его, как говорится, не отходя от кассы.

Коллаж Юлии Костиковой

Мой внедорожник как раз находился неподалеку от хутора Агаты, и я решил заехать к женщине и предупредить о том, что, как и в прошлые годы, обязательно заеду за брусникой.

Лет десять назад муж Агаты уехал в Россию на заработки да так там и остался, прибившись к бойкой вдовушке. За это время выросла единственная дочь Светлана, окончила училище и осталась работать в Полоцке. Мать девушка не забывала и при каждом удобном случае приезжала навестить.
Агата встретила меня приветливо, но я впервые заметил какие-то едва уловимые незнакомые детальки на смуглом лице. Женщина сохранила фигуру, как в юные годы, однако в уголках губ появилась да так и осталась некая горчинка. Общий вид этот легкий штрих не портил, скорее, наоборот, оставлял на красивом лице некую загадку. Агата перестала развешивать белье и стояла передо мной с закатанными рукавами и в ситцевой косынке. Мне захотелось сфотографировать ее. Я этого не сделал, и теперь, когда время от времени вспоминаю тот чудный образ, об этом жалею…
Агата перехватила взгляд, когда я рассматривал ее старинную беседку, явно нуждавшуюся в ремонте, и засмущалась.

— Неужели никто не сватается к такой интересной даме? — шутливо спросил я.

— Ой, Иванович, не до этого мне, — вздохнула хозяйка. — Сама все собиралась поехать к вам за советом. Вы ведь многим, кого знаю, помогли. Что-то неладное со мной творится…

Мы сидели в горнице и пили чай с пирожками, которые Агата испекла к приезду дочери. Светлана вот-вот должна была появиться со своим парнем.

— Началось это еще со свадьбы, — заговорила женщина. — Свадьба как свадьба у нас с Мишей была. Гуляли в клубе. Человек под сто собралось. Танцевали, песни пели… И вдруг я почувствовала, как голова кругом пошла. Все замелькало вокруг. Встала и хотела выйти из-за стола на свежий воздух, да тут сознание потеряла. Миша, как выяснилось потом, подхватил меня, не дал упасть. Не все сразу заметили, в чем дело. Кто-то, наконец, догадался дать мне понюхать нашатыря. Быстро пришла в себя. Туман перед глазами рассеялся, свадьба продолжилась. Стыдобище! Но решили, что я просто переволновалась.

— Позже такое повторялось? — спросил я.

— Нет. Но я частенько вспоминала тот случай. Даже к знахарке ездила. Она сказала, что меня сглазили, и сглаз этот настолько сильный, что даже она не сможет целиком его снять. Дескать, только на время поможет. Ну, как говорится, и на том спасибо. Я все думала, что это из-за Михаила моего колдовали. Но никого вычислить так и не смогла. На свадьбе все были люди как люди. Но, согласитесь, не на каждой свадьбе невеста в обморок падает. Я все никак не могла избавиться от мысли, что это плохой знак. И вот, кажется, тот знак снова…

Агата замолчала, а я насторожился и ждал продолжения.

— Три дня назад, Иванович, со мной снова такое случилось, — прервала молчание хозяйка. — Работа у меня в сельском Совете, как говорят, сидячая. Особенно не перетруживаюсь. Пришла домой, стала ужин готовить, телевизор думала включить, ни о чем плохом не думала. Но вот, как тогда на свадьбе, все вокруг в горнице закрутилось. Не знаю, сколько я без сознания пролежала. Хорошо хоть успела к дивану шагнуть, поэтому не ударилась. Я как бы снова побывала на свадьбе, только Миши больше рядом нет и поддержать меня некому. Если это знак, то хотелось бы узнать, Иванович, что дальше будет… Спать плохо стала…

— Во-первых, Агата, успокоиться надо, попить обычных сердечных капель. Без внимания, конечно, этот случай оставлять не стоит. Следует пройти полное обследование. Сегодня даже КТ у вас в райцентре можно сделать. Вполне возможно, что так твой женский организм реагирует на возрастные перемены.

Мы выпили еще по чашке чая, и я заметил, что наша беседа повлияла благотворно на настроение Агаты. Она обещала серьезно заняться своим здоровьем.

Приближались сумерки, и я неторопливо катил по лесной дороге к себе в усадьбу. Из головы не выходила мысль: почему Агата связывает свой недавний случай с головокружением и потерей сознания с тем давним, на свадьбе, видя в нем некий мистический дурной знак? Порой мне кажется, что наша судьба играет с нами в странную игру. Что имею в виду? Некие признаки того, что с нами случится, высвечиваются намного раньше самого события, которое так или иначе играет затем роковую роль в нашей жизни.

То, что происходило с Агатой, показалось мне опасным. Разумеется, это не сглаз. Хотя ничто в этом мире нельзя определить однозначно и категорично. Плохо, когда первый звоночек судьбы о предстоящей болезни происходит на таком памятном и значимом мероприятии, как свадьба. Забыть и выкинуть из головы это трудно, порой невозможно. Вот и Агата, вполне возможно, не смогла избавиться от навязчивой мысли, что что-то должно случиться. Оно и случилось… Организм словно вызвал эту беду из далекого прошлого.

Через неделю Агата привезла мне пятилитровое ведро брусники. Я поинтересовался ее здоровьем и услышал, что все в порядке. Правда, мне показалось, что следы некой озабоченности еще глубже пролегли в уголках ее тонких губ. Я вновь настоятельно попросил женщину пройти тщательное обследование.

Весной, когда вновь приехал к себе в усадьбу, узнал от соседей, что Агата лежит в больнице и проблемы со здоровьем у нее серьезные. Решил, что завтра же отправлюсь навестить женщину. Все-таки мы не чужие, а теперь я, можно сказать, ее земляк.

Возвращались с юга птицы. В углу усадьбы расцвел огромный куст черемухи, и уже начинали настраивать свои голоса соловьи. Казалось, жизнь пробуждалась в каждой травинке. Верилось, что все это поможет и Агате вернуться к жизни.

infong@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter