Брошенный дом

Чтобы  он  не  стоял  на  пути  реализации  государственной  программы  возрождения  села,  в  Дрогичинском  районе  еще  два  года  назад  развернули  кампанию  по  сносу  таких  строений

Чтобы  он  не  стоял  на  пути  реализации  государственной  программы  возрождения  села,  в  Дрогичинском  районе  еще  два  года  назад  развернули  кампанию  по  сносу  таких  строений 

Руководители высокого ранга наведываются в последнее время в старинное село Именин Дрогичинского района для того, чтобы ознакомиться со здешним неординарным опытом строительства жилья на селе. При этом всегда на слуху  прочно вошедшее в нашу речь слово «агрогородок». Хотя как такового агрогородка здесь не увидишь. Руководство СПК «Именинский» плановые домики не выстраивает в ряд на голом месте за околицей, как это делается повсеместно, а возводит их на улицах села, по которым проходят коммуникации, и на месте снесенных пустующих хат. 

Председатель СПК Владимир Сухаревич приглашает в служебную машину и предлагает проехать по деревне и ее окрестностям. Не без гордости показывает новую светлую школу, ухоженный мехдвор, реконструированные фермы, современные магазины, будущий парк с молодыми деревцами, 50-гектарный фруктовый сад. Вдоль широких улиц за стеклом автомобиля бежит однотипная симпатичная ограда. Но что это? Рядом с аккуратным новеньким домом… перекосившаяся избушка, в которой явно давно не живут. 

Таких пустующих хат немало. Руководитель хозяйства знает их наперечет так же, как и хозяев. Вот и этот почерневший от времени домик принадлежит  пенсионерке, живущей в соседней деревне. Он ей достался по наследству от родителей, уже ушедших в мир иной. Женщине он ни к чему, и за машину дров она отдала его хозяйству. На его месте в скором будущем начнется строительство очередного «президентского» домика. Показал Владимир Сухаревич и пустующие участки, с которых по согласию с владельцами ветхие строения уже убраны. Тем, кто будет вселяться здесь в будущие новые дома, повезет. Кое-где сохранились плодовые деревья и даже сады, колодцы. 

Подобная практика имеет большой стратегический смысл. Владимир Сухаревич мечтает о том, чтобы весь Именин в будущем превратился в цветущую деревню, где не будет избушек на курьих ножках и заросших пустозельем земельных участков. 

Но не со всеми владельцами пустующих домов удается найти общий язык. Есть в деревне хаты, хоть и старые, но вполне пригодные для жилья. Кто-то из городских хозяев предполагает в них вернуться после выхода на пенсию, кто-то безуспешно пытается продать. С некоторыми владельцами вообще нет возможности вести переговоры. Наследница вот этого обветшалого дома с почерневшей черепицей еще с польских времен живет в Ростове-на-Дону. На письма не отвечает, а без ее согласия снести это наследие прошлого в Именине не решаются. А вдруг наследники заявят со временем о своих правах и потребует материального возмещения? 

Погодите, но ведь выход из подобной затруднительной ситуации подсказывает недавний Указ Президента Республики Беларусь № 70 «О мерах по упорядочению учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов с хозяйственными и иными постройками в сельской местности». Если следовать его букве, то дом ростовчанки вместе с землей уже давно мог бы стать собственностью СПК «Именинский». В указе четко сказано, что если до 1 июля 2006 года собственник не уведомит письменно местную власть о намерении использовать дом, в котором не живет последние три года, то это само собой расценивается как отказ «от права собственности на него». 

Это хорошо знает председатель Именинского сельского Совета Татьяна Сухаревич, но, оказывается, взять на вооружение указ не так-то просто. 

Для того чтобы передать старый дом, подобный тому, о котором шла речь выше, в собственность государства, сначала необходимо внести его в регистр учета пустующих домов, что вправе сделать только специальная комиссия районного уровня. 

Обследование ею подобного строения предусматривает непростую процедуру регистрации и последующей подачи в местный суд заявления о признании его бесхозным. При этом в определенные сроки, накануне нужно сообщить об этом в печати. Передача дома в собственность хозяйства также сопряжена с рядом хлопотных административно-правовых действий и определенными финансовыми затратами. К тому же все это нужно будет делать порой всего лишь ради того, чтобы снести старую избушку, которая не годится и на дрова. 

В Именине, как и везде в районе, в таких случаях действуют по более простой схеме. Ее еще два года тому назад ввел в практику главный санитарный врач Дрогичинского района Михаил Стахейко. Его служба взяла на учет более двух тысяч заброшенных домов, в которых уже давно никто не живет. Вместе с сельскими Советами была проведена огромная работа по установлению их владельцев. Большинство из них живет в Дрогичине, Бресте и других городах республики. Но есть среди них и москвичи, и киевляне, и жители более отдаленных регионов СНГ. Всем им были разосланы уведомления о том, что они нарушают санитарные правила содержания территорий, принятые в Беларуси еще в 2003 году, и, если не приведут принадлежащие им постройки и прилегающую землю в должный порядок, будут оштрафованы. На рассылку таких почтовых отправлений Дрогичинский центр гигиены и эпидемиологии потратил свыше миллиона рублей. Многие после этого посчитали, что отказаться от своего ветхого наследства выгоднее, чем тратиться на его ремонт и обустройство или платить штрафы. В сельские Советы района начали поступать заявления об отказе наследников от ветхих домов в пользу местных хозяйств, которые разбирают их на собственные нужды, а на освободившемся месте, как правило, строят новое жилье. 

В 2005 году в Дрогичинском районе пошло под снос 203 таких дома, в минувшем – 190. Процесс продолжается. В кабинете Михаила Стахейко в шестнадцати пухлых папках (по числу сельсоветов района) собраны материалы о пустующем жилье всего района. Здесь содержится переписка с владельцами, заявления и объяснительные, графики сноса и ремонта домов, другие документы, появлявшиеся в ходе кампании, которая длится здесь уже третий год. 

Как считает Татьяна Сухаревич, инициатива главного санитарного врача района, которой даже в сельсоветах поначалу противились, не только  подтверждает необходимость и своевременность президентского указа, но и помогает его исполнять. Фактически в Дрогичинском районе благодаря этому проделана вся предварительная работа по исполнению президентского указа. Практика добровольных отказов значительно сократила объем предстоящей работы, но он по-прежнему остается солидным. В 9 деревнях сельсовета снесено за минувший год двадцать пустующих домов, в отношении тридцати восьми поступили письменные заявления о намерении использовать их для проживания. Судьба же около полутора сотен изб остается неопределенной. Переговоры с владельцами некоторых из них заходят в тупик, и, скорее всего, выходить из него местная власть будет по сценарию, который предполагает вышеупомянутый документ. Эту процедуру пока сдерживает отсутствие статьи расходов на эти цели в бюджете сельского Совета. Ведь даже для того, чтобы дать объявление в газете о предстоящей судебной процедуре отчуждения пустующего дома, нужно платить деньги. 

Указ Президента Республики Беларусь № 70 вышел 3 февраля 2006 года. Сегодня на дворе уже февраль 2007-го. Между тем, судя по разговорам с некоторыми председателями сельских Советов других районов Брестчины, они весьма смутно представляют то, с чего нужно начинать реализацию указа главы государства. Таких подсказчиков и помощников, как Михаил Стахейко, у них не нашлось. А время, как говорится, не ждет. Государственная программа возрождения села реализуется, и старые избы нужно убирать. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter