Бросай курить, крути педали…

Что принесет отечественной отрасли рост акцизов на табак?

Никотин и алкоголь здоровья не прибавляют. Факт, так сказать, медицинский и практически не вызывающий сомнения. Во многих государствах борются с вредными привычками, однако полностью искоренить алкоголь и никотин не удалось ни в одном обществе. «Сухой закон» в США в 30-х годах не привел народ к трезвости, но спровоцировал поток контрабанды, на которой гангстеры быстро сколачивали миллионные состояния. Тем не менее большинство правительств стараются регулировать пристрастия граждан к «вредным товарам» через увеличение их розничной цены за счет акцизов. В некоторых государствах эти платежи приобрели большое значение для бюджета, составляя существенную долю в доходной части. В кризисные годы многие европейские государства дефицит средств в казне ликвидировали через увеличение акцизной нагрузки на алкоголь и никотин. По этому пути пошли и страны СНГ, но только более скромными темпами. Недавно Россия решила форсировать события, планируя увеличить акцизы, скажем, на табачную продукцию в несколько раз в ближайшие годы. Естественно, что РФ настаивает на проведении аналогичной политики в рамках всех государств-участников Таможенного союза. Но слишком резкий старт может серьезно сказаться на белорусской табачной отрасли, в развитие которой в прошлую пятилетку было вложено немало сил и средств.

Повышение акцизов на табачную продукцию – общемировая тенденция. Правда, отношение к этому процессу у экспертов несколько неоднозначное. Высокие ставки в государствах Евросоюза не особенно сильно сказались на количестве курильщиков, зато качественно повлияли на контрабанду, хлынувшую в Старый Свет со всех сторон. Процесс в динамике можно было наблюдать в 2009 году в Литве и Латвии: резкое удорожание сигарет «убило» некоторых производителей, повесивших замки на свои предприятия. Официальные объемы выпуска табачной продукции мгновенно упали почти на 40 %, но место легальных продаж заняли контрабандные поставки. В условиях высокой акцизной нагрузки добросовестные производители и продавцы сигарет оказались неконкурентоспособными по сравнению с «серым» рынком.

Оценивать «штурмовое» повышение акцизов для российских курильщиков не берусь: в этой стране существуют некоторые свои специфические реалии, не всегда доступные для понимания и анализа из-за рубежа. Но на белорусскую табачную отрасль столь резкие движения, несомненно, окажут деградирующее влияние. Рост акцизов однозначно приведет к падению производства белорусских табачных изделий. А ведь в последние 5—7 лет объемы выпуска сигарет увеличивались в республике на 20—30 % ежегодно. Сначала рынок успешно увеличивался за счет программы импортозамещения и вытеснения контрабандных поставок. Кстати, еще относительно недавно, в начале 2000-х, «серый» оборот табачки, по некоторым оценкам, доходил до 4—5 млрд. штук —около 20—25 % от объемов потребления никотина белорусами.

Вообще, между белорусской и российской табачной отраслью существует много различий. В РФ в результате приватизации львиная доля ведущих фабрик были частично или полностью проданы крупным иностранным инвесторам. Непосредственно во владении резидентов остались небольшие производства, которые, в массе своей, производят продукцию нижнего ценового сегмента. Повышение акцизов неминуемо скажется на финансовом состоянии российских табачных производителей. Далеко не всю «повышенную» нагрузку удастся переложить на потребителя. В какой-то мере придется поступиться своими доходами и производителям. Но снижение доходности — проблема иностранных владельцев табачных машин. Чего не скажешь о Беларуси.

В республике основные фонды принадлежат отечественным компаниям. Международные торговые марки производятся на условиях контракта или лицензии. Поэтому с государственной точки зрения табачная отрасль — сообщающиеся сосуды. Если снизятся объемы производства, то упадут и отчисления в бюджет. А в последние годы ОАО «ГТФ «Неман» уверенно входило в десятку самых крупных налогоплательщиков. Такой динамики достигали прежде всего ростом объемов производства. Но при слишком резком повышении акцизов выпуск продукции может сократиться по объективным причинам на 30—40 % от запланированного в этом году. И тогда налоговые отчисления фабрики сократятся в 2—3 раза. Фактически дополнительные акцизные поступления с трудом смогут перекрыть эти потери для казны.

Кроме того, 100 % акций ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» принадлежат государству. И как собственник оно заинтересовано в росте активов предприятия. Снижение объемов производства приводит и к падению стоимости ГТФ. А ведь за последние пять лет в гродненского табачного производителя инвестировано более 150 млрд. рублей. И окупаемость этих средств может оказаться под вопросом. Ведь до 2011 года Беларусь проводила продуманную акцизную политику, ориентируясь на мягкое и постепенное выравнивание ставок по сравнению с соседями. Исходя из этих предпосылок фабрика проводила модернизацию, закупала новое оборудование, наращивала мощности. И пересмотреть инвестиционную активность «задним числом» практически невозможно. Оборудование уже закуплено под рост рынка, до конца срока окупаемости некоторых табачных машин остается еще 2—3 года при благоприятной конъюнктуре, а до полной амортизации и того больше. Если рынок сбыта «сдуется», то загрузить производственные мощности фабрики до достойного уровня окажется попросту нереально.

Повышение пошлин произойдет однозначно. Но остается самый главный вопрос: насколько глобальным будет их увеличение? Пока просчитываются различные варианты. Участники рынка надеются на оптимальное решение для белорусской табачной отрасли. Ведь от увеличения розничной цены пострадает в первую очередь реализация продукции под отечественными торговыми марками.

Конечно, в одночасье курить белорусы намного меньше не станут. Но проблема не только в отечественных потребителях. Центральное положение в регионе делает Беларусь транзитной страной, потребительский экспорт которой подвержен большому влиянию «народного экспорта», когда граждане через границу на совершенно законных основаниях перемещают товары для личного пользования. В свое время таким образом в страну попадало 0,5—1 млрд. штук сигарет. Потом, за счет продуманной акцизной политики, этот ручеек практически иссяк и, наоборот, потек в обратном направлении – «народный» импорт превратился в экспорт. В его поддержке нет ничего зазорного. Те же страны Европейского союза активно стимулируют вывоз потребительских товаров туристами. Например, за счет возврата НДС на границе.

Выверенная акцизная политика на некоторые белорусские товары делала их привлекательными для потребителей из соседних стран. Однако в конце прошлого года наличие дешевых сигарет в Беларуси стало вызывать возмущение у небольших российских табачных фабрик. Несколько раз они даже громогласно заявляли о своей позиции по этому вопросу. Объективно соседним «профильным» малышам сложно конкурировать с ОАО «ГТФ «Неман», которое проводило планомерную модернизацию. Насколько белорусская продукция угрожала большому российскому рынку – вопрос весьма спорный. Тем не менее в рамках будущего Единого экономического пространства планировалось гармонизировать акцизную политику и на «вредные привычки». Правда, для подведения законодательства под единый знаменатель необходимо проделать большой пласт работы.

Участники рынка надеются, что акцизная политика будет продолжать учитывать цены на аналогичную продукцию в соседних странах. Иначе можно спровоцировать поток контрабанды в Беларусь. Но при оценке конкурентоспособности табачной продукции в региональном разрезе есть одна заковырка: от какой цены отталкиваться? Дело в том, что в Беларуси существует ограничение по оптовой наценке на сигареты – всего 6 %. В России торговля в этом отношении чувствует себя более свободно. И если, например, розничные цены белорусской продукции будут на 10 % ниже, чем в Смоленске, то у оптовиков ситуация будет обратная: российская продукция окажется как минимум на 20 % дешевле. Учитывая, что в стране существуют мелкооптовые склады, доступные для приобретения продукции за наличный расчет, то российские сигареты заместят белорусский «народный экспорт» в другие страны. А возможно, наладится поток такой табачки и на наш внутренний рынок. А такие поставки — отток наличной валюты за рубеж. Кстати, для производства сигарет требуется в 2,5—3 раза валюты меньше, чем для их импорта. А емкость белорусского табачного рынка оценивается на уровне $ 500—700 млн. Конечно, при рассмотрении вопроса придется учитывать мнения партнеров по Таможенному союзу. Но де-юре у Беларуси руки свободны в принятии решений: как отметил в одном из последних выступлений министр экономики Николай Снопков, в рамках ТС оборот табачной продукции осуществляется согласно национальному законодательству.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter