Какое дело английскому правосудию до деталей процесса выхода страны из ЕС?

Британский сериал

Казалось бы, все решено и подписано, сроки названы, виновные назначены. Или наоборот, названы виновные и озвучены сроки выхода Великобритании из ЕС. Весной 2017 года — старт процесса, а в конце 2019 года — финиш, объявила стране и миру премьер-министр Тереза Мэй. Но, похоже, глава английского правительства поторопилась — у Высокого суда Лондона иное мнение по этому поводу. 


Вроде какое дело английскому правосудию до деталей процесса выхода страны из интеграционного образования? Но Англия не была бы сама собой без эдакой легкой эксцентрики. Как кажется, это обстоятельство имеет здесь место. Собралась группа неравнодушных граждан, числом аж два, да и накатала исковое заявление в суд, дескать, реализация Brexit — прерогатива парламента, но не правительства. А судьи изучили обстоятельства, позаседали и вынесли вердикт: Brexit возможен только c согласия английского парламента. Мотивируя это тем, что «процедура выхода из ЕС регулируется статьей 50 Лиссабонского договора 2007 года, которая предусматривает, что любое государство — участник ЕС может принять решение о выходе из союза «в соответствии со своими конституционными требованиями». Как известно, в Англии Основного закона как раз и нет, живут на острове без Конституции и в ус не дуют. Такая вот правовая коллизия образовалась. Да если бы только одна. Так как британское правосудие действует по прецедентам, начали их искать, но не нашли ни одного. Что немудрено — из ЕС еще никто не выходил. Но поиск не прекратили, и что вы думаете (глубоко роет Высокий суд!) — обнаружили: так называемое «дело о прокламациях» XIV века!

Следовательно, аргументируют господа судьи свой вердикт, так как парламент принимал решение о вхождении в состав ЕС, правительство не может принять решение о выходе. Иначе беда: если акт правительства отменит акты парламента, это вступит в противоречие с базовыми принципами английского конституционного права и подорвет оные.

Каковы же варианты развития ситуации?

Правительство, разумеется, с таким решением не согласилось и тут же заявило, что будет его обжаловать. Учитывая важность и срочность дела — сразу в Верховном суде, минуя стадию апелляции. Верховный суд в свою очередь еще до оглашения решения забронировал для слушания этой жалобы два дня в декабре этого года.

Но, полагают знатоки английской юриспруденции, шансы на выигрыш у правительства фифти-фифти: английская судебная система — закрытая каста со своими нормами, правилами и понятиями. И персоналиями. Про которых не зря говорят: ворон ворону глаз не выклюет.

Если же Верховный суд не отменит решение Высокого суда, этим вопросом будет вынужден заняться парламент страны. 

А он, как мы помним, в Англии с былинных времен двухпалатный. И не ясно, в какой палате противников Brexit больше — в палате общин или в палате лордов. Пожалуй, все же в палате лордов, где многие в оппозиции к Brexit. Прения могут затянуться — заволокитить любое дело на месяцы там умеют. Итак, сроки выхода сдвигаются. Скорее всего, поменяются и параметры: парламентарии вряд ли упустят возможность поставить правительство в четкие рамки, продиктовать ему условия переговоров с Брюсселем. Или включить в их повестку долгоиграющие процессы, которые займут годы согласований.

А вдруг парламент не решит этот сложный вопрос? И такой вариант гипотетически возможен. Но тогда сам парламент надо распускать и объявлять досрочные парламентские выборы в 2017 году. На это потрясение в Англии вряд ли пойдут — еще от референдума не оправились. Кстати, при всем при том его результаты никто не оспаривает — как можно сомневаться в демократии в Англии? Это решительно невозможно! Речь ведь идет о юридически безупречном механизме реализации, не так ли?

Когда же все прояснится, не скажет сегодня никто. Одно ясно: противники Brexit получили шанс если не торпедировать, то де-факто саботировать его. Рынок тут же отреагировал на это: курс английского фунта в день, когда был озвучен вердикт суда, резко рванул вверх.

valk@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter