Британия пошла, Литве приготовиться

В ближайшее время в Литве может повториться британский сценарий: перебои с поставками продуктов и других товаров из-за нехватки водителей грузовиков. Как и в случае с Великобританией, причина кризиса — в правительстве, не сумевшем вовремя проанализировать ситуацию и сыграть на опережение. Или, точнее, не пожелавшем это делать. 

Литовская национальная ассоциация автомобильных перевозчиков (Linava) начала бить тревогу еще в марте, когда из-за пандемии коронавируса процедуры получения рабочих виз для иностранных водителей стали занимать до шести месяцев. Тогда же ассоциация обращалась к правительству с просьбой внести поправки в законодательство, устанавливающее квоты для водителей из стран, не входящих в ЕС. Напомню, что с начала этого года в Литве стали действовать квоты на трудоустройство таких работников. 

Генеральный секретарь ассоциации перевозчиков Зенонас Буйвидас говорит, что в транспортной отрасли нехватка водителей ощущалась всегда, однако после того, как выделенная на этот год квота в 11 600 водителей из третьих стран была исчерпана в мае, ситуация стала критической. Linava обратилась в правительство с просьбой о выделении дополнительной квоты в 15 000 водителей, но после двух месяцев ожидания получила отказ. 

«Это сознательное уничтожение бизнеса, без работников бизнес не может работать, — говорит Буйвидас и добавляет: — В Литве вообще не должно быть квот, поскольку катастрофически не хватает квалифицированных водителей. Поэтому использовать квоты на водителей, которых не хватает во всем мире, — абсурд». 

Сокрушается и вице-президент ассоциации Витас Бучинскас: из-за того, что вопрос с нехваткой кадров не решается, перевозчики откладывают заказы, опаздывают с их выполнением, а потом платят неустойку: «Это выливается в десятимиллионный ущерб бизнесу, ущерб растет с каждым годом. Небольшие компании не могут вернуть кредиты банкам, им грозят штрафы. Это похоже на сознательное доведение бизнеса до больших убытков, а маленьких компаний — до банкротства». 

Нехватка водителей — проблема сейчас не только в Великобритании и Литве, но и в других стран ЕС, в которых она еще (возможно, пока) не доросла до уровня кризиса. В соответствии с принятым ЕС Пакетом мобильности каждые четыре недели водители должны возвращаться в страну проживания на отдых, а это означает, что фирмам-перевозчикам требуется больше водителей. Компании, как всегда в таких случаях, ищут выход. И находят его, регистрируя свои отделения в других странах: в одной только Польше литовские транспортные компании открыли 500 отделений, в которых регистрируются автомобили и водители. Другие популярные страны для литовских предпринимателей-транспортников — Германия, Бельгия и Нидерланды: там условия работы проще. С одной стороны, это помогает избегать жестких требований Пакета мобильности, с другой — уводит бизнес из Литвы: например, в прошлом году в стране зарегистрировано новых фур на 45 % меньше, чем за год до этого. А ведь до самого недавнего времени транспортный сектор был одним из самых заметных в стране, его доля в общегосударственном ВВП — 13,3 %. В отрасли работают почти пять тысяч компаний, занято около 77 тысяч человек, но 90 % из них — из третьих стран, в основном из Украины, Беларуси, Казахстана, Узбекистана и Таджикистана, есть водители даже из Индии. Хотя сейчас правильнее говорить «были». 

По данным ассоциации Linava, средняя зарплата водителя грузовика — 2000 евро. Но литовцы идут в эту профессию неохотно, несмотря на высокий уровень безработицы в стране. Кстати, именно она стала аргументом, когда министерство социального обеспечения и труда принимало решение не выделять дополнительные квоты на ввоз иностранной рабочей силы. В министерстве предложили транспортному сектору договориться с профсоюзами и улучшить условия труда, прежде всего для самих литовцев. В июне служба занятости зафиксировала 9700 вакансий для дальнобойщиков. Но потенциальных соискателей отпугивает необходимость постоянного подтверждения профпригодности — обучение, сдача экзаменов и т.д. По данным службы занятости, ей известны всего 1600 литовцев, которые могли бы работать водителями фур, но только 200 из них высказали желание трудоустроиться в этом качестве. Поэтому даже служба занятости выступает за увеличение квоты для иностранцев: внутри Литвы нужного количества водителей не найти. 

Однако литовское правительство твердо стоит на своем: иностранцев не пустим. 

plesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter