В Брюсселе заставят Лондон платить по счетам

Британии предстоит откупиться от ЕС

Тереза Мэй заявила Жан-Клоду Юнкеру, что Британия все еще расчитывает на «тесное партнерство с ЕС». Фото Reuters

На саммите Евросоюза, который состоится в субботу в Брюсселе, лидеры 27 стран должны одобрить мандат Еврокомиссии в переговорах по брекзиту. В Брюсселе считают: разговоры с британцами о торговом соглашении могут стартовать только после согласия Лондона выполнить свои финансовые обязательства.

Предварительный список основных принципов Еврокомиссии в переговорах с Британией был опубликованы главой Евросовета Дональдом Туском в конце марта. Позднее, как сообщают издания Financial Times и Politico, в них было внесено несколько изменений, и последний «черновик» был одобрен доверенными лицами глав 27 государств и правительств. Теперь свою подпись под положениями должны поставить непосредственно лидеры стран союза.

Одним из основных требований Еврокомиссии в рамках переговоров стало условие, согласно которому процедура брекзита должна осуществляться последовательно. То есть сначала Брюссель и Лондон обязаны обговорить все аспекты, касающиеся условий, на которых Британия покидает Евросоюз, и лишь после этого – будущее их торговых отношений. При этом именно условия выхода британцев вызывают у переговорщиков с обеих сторон больше всего сложностей.

Во-первых, Лондон призывают выполнить свои бюджетные обязательства на 2014–2020 годы, а также покрыть финансовые выплаты в 57 млрд евро по ранее принятым обязательствам. Британские власти с таким требованием не согласны. 

Во-вторых, Еврокомиссия настаивает: все граждане союза, которые находились на территории Британии более пяти лет, должны иметь право получить там вид на жительство.

В-третьих, как сообщает Bloomberg, Еврокомиссия намерена вынести дискуссии о торговле финансовыми услугами в отдельную статью переговоров. Это усложнит жизнь британской стороне. Ранее премьер-министр королевства Тереза Мэй заявляла о намерении заключить с Евросоюзом всеобъемлющую сделку о создании зоны свободной торговли, куда вошли бы и переговоры, касающиеся финансового сектора.

Как ранее заявлял Мишель Барнье, главный переговорщик Еврокомиссии по брекзиту, основной целью ЕС в дискуссии с Британией должно стать сохранение целостности союза. Такую позицию разделяет и канцлер ФРГ Ангела Меркель. Выступая вчера перед немецким парламентом, она дала понять: хотя переговоры по брекзиту и будут вестись в «конструктивном ключе», Лондону не стоит надеяться на привилегии. «Я говорю это в таком однозначном тоне, так как у меня есть подозрения, что некоторые в Британии все еще тешат себя иллюзиями, – сказала Меркель. – Но погоня за такими иллюзиями стала бы пустой тратой времени».

Ранее глава британского МИДа Борис Джонсон в интервью Times подчеркивал, что уверен в успехе сделки ЕС с Британией: «Наша экономика составляет 20% от ВВП ЕС, наш оборонный бюджет – 25% от всех расходов ЕС на его защиту. Наш финансовый вклад в обеспечение международной помощи составляет 30% от всех затрат Евросоюза в этой области. Они знают, что им выгодно иметь с нами хорошие отношения».

Хотя резкий разрыв связей с Британией и нанесет ЕС экономический урон, блок едва ли отступится от своей первоочередной цели в переговорах, а именно – сохранить сплоченность, считает профессор экономики Лондонского университета королевы Марии, директор Центра изучения глобализации Бриджит Гранвиль. «Лидеры ЕС очень напуганы тем, что опция выхода из блока станет привлекательной для других государств и что брекзит спровоцирует эффект домино», – сказала она «НГ».

В связи с предстоящим саммитом на днях Мэй приняла в своей резиденции на Даунинг-стрит, 10 председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера. В пресс-службе премьера описали характер встречи как «конструктивный». В ней также приняли участие британский министр по делам брекзита Дэвид Дэвис и Барнье.

По данным Financial Times, высокопоставленные британские чиновники оценивают вероятность выхода из Евросоюза без заключения с ним сделки о торговле в 30%. В этом случае королевство будет торговать с государствами ЕС на условиях Всемирной торговой организации (ВТО).

Больший урон от резкого разрыва экономических связей понесет именно Британия, считает Гранвилль. «Британский экспорт товаров и услуг в 27 стран Евросоюза составляет 12% от ВВП острова, тогда как экспорт в Британию добавляет к ВВП блока всего 2,5%», – отметила эксперт.

Ранее к Times попал документ британского казначейства, где потери от торговли с ЕС на условиях ВТО для королевства оцениваются в 9,5% ВВП. 


Мнение автора не всегда совпадает с точкой зрения редакции.
Источник: ng.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter