Почему наши музыкальные таланты не задерживаются дома?

Бриллианты минской огранки

Судьба музыканта не всегда расписана как по нотам
Завтра в Минске открывается международный фестиваль Юрия Башмета. Уже в двенадцатый раз маэстро везет к нам целое созвездие лучших музыкантов мира. Каждый год состав участников меняется, в этом году пред публикой предстанут Юлиан Рахлин, Алексей Володин, Давид Гернигас, Ксения Сидорова и другие. И каждый год у зрителей возникает один и тот же вопрос: «А где белорусские таланты?» Корреспонденты «Р» разбирались, как складывается их судьба.

Михаил Радунский — 28 марта, Андрей Иванов — 18 мая, Иван Каризна — 12 сентября. И все эти концерты в честь педагога. Виолончелисту, заслуженному артисту Беларуси, профессору Владимиру Перлину еще в марте исполнилось 75, но весь год благодарные ученики выступают c посвящением ему. Владимир Павлович даже не мечтал собрать всех их в один день в одном месте. Потому как знает, что это практически невозможно. Большинство из них давно живут и концертируют за границей. Почему наши таланты не задерживаются дома и можно ли их как-то вернуть обратно?

С этими вопросами мы и пришли в Республиканскую гимназию-колледж при Белорусской государственной академии музыки, что находится на площади Свободы, 7.

Владимир ПЕРЛИН в раздумьях о будущем своих учеников
Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО

Виолончель за миллион долларов

Владимир Павлович широко распахивает двери своего 81-го класса. Он очень хотел бы сказать, что здесь даже стены намолены, но не может. Несколько лет назад его знаменитый 56-й объявили аварийным, а точнее, все крыло, где расположен тот легендарный класс. Главный вход закрыли, ребят потеснили. Но строители не спешат приступать к ремонту. Концертный оркестр Перлина репетирует в тесном зале, в котором через десять минут уже невозможно дышать. «Вот в таких условиях мы растим таланты. И вы еще удивляетесь, что ребята уезжают за рубеж?» — мой собеседник и не пытается делать вид, что у нас все хорошо.

Но, несмотря на все неудобства, «иконостас» педагога на своем месте. Он сразу обращает наше внимание на одну из самых старых афиш. На ней еще достаточно молодой Перлин и трое мальчишек 10—11 лет:

— В центре Леша Киселев, сейчас он солист Королевского Шотландского национального оркестра, профессор консерватории. А когда-то он сидел у меня на коленках. Слева — Георгий Анищенко, тоже лауреат различных международных конкурсов. Справа — Владимир Синькевич. Его бабушка Наталья Семеновна — сестра нашего знаменитого писателя Владимира Короткевича. Именно благодаря ей он и стал музыкантом. Хотя в детстве мечтал быть водителем автобуса. Помню, он только несколько месяцев у меня позанимался и родители решили забрать документы из гимназии. А я уже тогда увидел, что из него может получиться, поэтому и говорю: «Когда научу его играть — забирайте, а пока не отдам». Правда, когда я его уже всему научил, он сам не захотел от меня уйти. После колледжа уехал продолжать учебу в Германию, и в двадцать лет его приняли стажером в Берлинскую филармонию. Сейчас он играет на виолончели за миллион долларов, ему ее дали в аренду за победу в одном очень престижном конкурсе. Тоже очень хочет дать концерт в честь моего юбилея в Минске, сейчас ищет свободный день в своем графике.

Тот самый «иконостас» Перлина и та самая афиша в центре
Фото автора

Владимир Павлович и дальше, глядя на афиши в своем классе, перечисляет своих учеников: Саша Багринцев в 14 лет получил Гран-при на Всесоюзном конкурсе, Миша Радунский недавно закончил консерваторию, но уже имеет много престижных наград, маленький Колька Гималетдинов так выступил на «Новых именах» в Московской консерватории, что Спиваков подарил ему новенькую виолончель. Ему рукоплескал весь зал, в том числе Ельцин, Плисецкая и другие. Кстати, и Ване Каризне он тоже подарил инструмент.

Когда королева — твоя поклонница

Про Ивана отдельный разговор. Это пока последняя звезда Перлина. Педагог внимательно следит за карьерой своего лучшего ученика, переживает за его будущее. Хотя со стороны это кажется странным. С фотографий на телефоне Владимира Павловича смотрит вполне успешный музыкант. Рядом с ним бельгийская королева Матильда. После последнего конкурса королевы Элизабет, что прошел в самом начале лета, она стала его поклонницей. Совсем недавно Каризна выиграл очередной конкурс, на этот раз в Лейпциге. Награда — поездка с выступлением в США.

Иван КАРИЗНА окончил Парижскую консерваторию и сейчас покоряет Европу

Тот самый «иконостас» Перлина и та самая афиша в центре.
— И этот, чувствую, не вернется в Беларусь, — в сердцах говорю вслух.

А мой собеседник, оказывается, никого из своих учеников за это и не осуждает:

— Я уже много раз говорил: наша страна могла бы иметь оркестр мирового уровня, если бы мы смогли удержать, заинтересовать ребят. Некоторые дети из-за того, что здесь за образование придется платить, уезжают, даже не окончив наш колледж, бывает, что с первого или второго курса уходят. Едут в различные страны. Их там бесплатно принимают в школы, после которых они автоматически поступают в консерваторию. Там есть спонсоры, которые охотно поддерживают музыкальное искусство. У нас таких нет. Как удержать ребят? Нотациями здесь действовать бесполезно. Наоборот, надо к ним с любовью. Тогда они с удовольствием будут приезжать на родину. Вернуться навсегда? Зачем, если там они востребованы и получают хорошие деньги? У нас они этого не имеют.

Перлин не случайно заговорил про оркестр. Он уже двадцать девятый год, как сам выражается, рожает свой концертный оркестр. Каждый год он обновляется почти наполовину — одни ребята заканчивают колледж, и им на смену приходят младшие. Уже объездили полмира с концертами: Германия, Франция, Великобритания, ОАЭ, Катар и т. д. Буквально две недели назад вернулись из Бельгии. Выступали на сцене одного из самых престижных залов мира — Брюссельской консерватории. И, как всегда, успех. В том числе и благодаря ребятам постарше, которые согласились поддержать своего педагога.

Музыка — наше духовное богатство

Новое поколение учащихся гимназии-колледжа у мэтра вызывает беспокойство. Элитное учебное заведение, по сути, превращается в обычную музыкальную школу — конкурс на поступление сейчас очень условный. Как результат, по мнению профессора, значительную часть можно отчислять. Великих музыкантов из них не получится. И дело не в отсутствии таланта. Нет у них восхищения профессией, беззаветной любви к музыке.

Есть у педагога мечта — дать серию концертов для детей, начиная с дошколят. У него уже разработана специальная программа. Но очень нужна поддержка. Не только на словах, но и материальная. Ведь идея — охватить всю республику. Союзниками в этом деле должны стать министерства культуры и образования. Заслуженный педагог уверен: так ребята услышат хорошую музыку, обогатятся духовно. Совсем недавно они уже это увидели в Бельгии. В один из свободных дней оркестр попросили сыграть в посольской школе. На низких лавочках дети расселись в спортивном зале. Рядом их родители, педагоги и директор. Затаив дыхание, ловили каждый звук и слова Владимира Павловича, а потом юные белорусские музыканты и их педагог выслушивали слова восхищения.

Бельгийская королева была восхищена талантом Ивана

Кстати, несколько лет назад Юрий Башмет, попав на репетицию оркестра в гимназию-колледж, тоже долго аплодировал детям Перлина. Тогда Владимир Павлович, пользуясь случаем, решил провести своих воспитанников на выступление маэстро: «Мы ведь заслужили?» «А наш концерт сегодня отменяется! — ошарашил Башмет. А потом добавил: — Как после того, что я только что слышал, мы можем выходить на сцену?» Конечно, это была шутка. Но не без доли правды.

Конечно,  Башмет не случайно заезжает к Перлину. Не случайна и дружба Спивакова с Владимиром Павловичем. У этих российских музыкантов в оркестрах работало и работает немало белорусов. Земля наша не оскудела на самородков. И школа у нас действительно замечательная. Главное же, что есть еще люди, которые делают все для того, чтобы самородки эти сверкали и превращались в отшлифованные бриллианты.

А Владимир Перлин тем временем сам собирается за океан. К счастью, ненадолго. Даст несколько мастер-классов в Америке — и назад, домой. Шлифовать эти самые бриллианты.

МНЕНИЕ

Юрий ГИЛЬДЮК, заслуженный артист Беларуси, художественный руководитель Белгосфилармонии, пианист, профессор Белорусской государственной академии музыки:

— Не могу сказать, что теперь очень большое количество тех, кто уезжает. Например, в 1990-х годах из оркестра в разные страны уезжали по 30—40 человек.

Вот это было самое трудное время. Сейчас меньше такого происходит. Но уезжают. Лучшие, востребованные, калиброванные. Уезжают музыканты, которые были стипендиатами специального фонда Президента по поддержке талантливой молодежи.  Пока они учатся в колледже, в консерватории, их очень опекают, за ними следят, о них думают. А потом они распределяются на работу. Многие, отучившись по 20 лет, с поствузовским образованием попадают солистами в наши оперный театр, ведущие оркестры, в филармонию. И получают меньше, чем ожидали. Первые зарплаты — даже если эти музыканты тарифицированы по высшей категории — совсем небольшие деньги, в частности, в филармонии. Да, быть солистом Белгосфилармонии — престижно. Многие именно из-за этого стремятся к нам. Но столкнувшись с материальными трудностями, эти востребованные музыканты, лауреаты международных конкурсов, которых знают в мире, уезжают за границу, где им предлагают лучшие условия. В Россию, Китай, страны Европы. В ведущих оркестрах мира, начиная с США до Мариинского, Большого театров, до коллективов Юрия Башмета, Владимира Спивакова, Светланы Безродной, — везде можно найти наших выпускников.

Вот приезжал недавно на фестиваль «Белорусы мира» Артем Шишков.  Замечательный скрипач, победитель конкурса имени королевы Елизаветы в Бельгии, едва ли не самого престижного конкурса для скрипачей. Музыкант чрезвычайно высокого класса. Работает в Австрии, Франции. Андрей Ковалинский — выдающийся трубач, считаю, равных ему не было давно, со времен народного артиста СССР Тимофея Докшицера. Сейчас живет и работает во Франции, Германии, Швейцарии. Прекрасный гобоист Юрий Ликин — в Словении. В Германии — трубач Евгений Лятте. Мой ученик Андрей Сикорский, пожалуй, один из самых талантливых наших пианистов, которые когда-либо получили образование здесь, а затем и в Московской  консерватории, — ведущий профессор академии в китайском Чэньчжоу. В свое время уехал Андрей Поночевный, в 2002 году ставший лауреатом конкурса им. П.Чайковского. Сейчас работает в университете в Далласе в США. Много имен можно перечислять.

Жаль, что они не здесь. Жаль, что не здесь преподают, целое поколение лидеров исчезает. Чтобы этого не происходило, надо опекать их и после окончания вуза. Опекать всей страной. Это очень важно. Я говорю сейчас не обо всех, а о единицах, о личностях.

С другой стороны — они уезжают туда, где их ждут прекрасные концертные залы, хорошо оплачиваемая педагогическая работа, они играют с выдающимися музыкантами мира и на изумительных инструментах.

В целом в вопросе с отъездом музыкантов я не столь пессимистичен. Беларусь — страна удивительно талантливых людей. Конечно, выдающиеся кадры не каждый год получаются. Но хорошие музыканты есть. И каждый год приходят новые, восполняют наши потери. Думаю, этот ручеек не иссякнет. Так что не будем сильно жалеть о тех, кто работает за рубежом  и думает о личной карьере. Они — наши послы, постпреды нашей национальной культуры, нашей музыкальной школы, которая высоко котируется за рубежом.

Несмотря на то что эти выдающиеся музыканты уже люди мира, живут в разных точках  планеты, они остаются нашими соотечественниками, помнят и ценят страну, которая их вырастила, выпестовала. И когда приглашаем их сюда с выступлениями, с радостью откликаются, приезжают.

stepuro@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter