Вкладчики ЧТУП "Якутские бриллианты" почти 2 года пытаются вернуть свои деньги

Бриллианты чистой слезы

На это собрание сходить стоило. Вообще, посмотреть, как потерпевшие вкладчики ЧТУП «Якутские бриллианты» вытрясают душу (раз уж денег нет!) из представителей антикризисной компании, я бы очень рекомендовала каждому своему соотечественнику. Лучшая ведь прививка от вложений во всякого рода финансовые пирамиды, которых за последние десятилетия было великое множество. «Не доверяйте! Эти вклады никак не защищены...» — еще в конце 2013–го предупреждала клиентов «Якутских бриллиантов» тогдашняя глава Нацбанка Надежда Ермакова. Но обещания заезжего бизнесмена Михаила Казакова заглушили голос разума. Теперь 161 вкладчик в таком отчаянии, что готов хвататься за любую соломинку.

Письма, которые Петр Антонов пишет Михаилу Казакову, возвращаются обратно.

— Я начал с 40 миллионов, — делится своей историей 64–летний Петр Антонов, который в 2013–м вбухал в «Якутские бриллианты» 140 миллионов 300 тысяч рублей. — Потому что нести все сразу было боязно. А когда подошел срок снять первые проценты, взял и присовокупил оставшееся: новое объявление в газетах сулило еще более выгодные условия! В общем, помчался в банк, где снял со счета абсолютно все свои сбережения...

Теперь Петр Иванович с грустью вспоминает, как сотрудницы банка, где он хранил вырученные от продажи дома деньги, отчаянно уговаривали не закрывать счет: «И почему я их не послушал?!» Надо сказать, не менее 3/4 всех вкладчиков «Якутских бриллиантов» — это пенсионеры со стажем. И практически все, кого мне пришлось наблюдать на собрании, производили впечатление людей весьма интеллигентных и... совсем небогатых. Между тем суммы задолженностей перед ними ЧТУП просто ошеломляют: минчанин Илья Петрович пострадал на 367 миллионов, минчанка Инна Дмитриевна — на 444 миллиона, Иван Иванович из Ивацевичей — почти на 615 миллионов, а семья из Минска — родители и сын с дочерью — недосчитываются двух миллиардов. Но рекордная сумма в реестре требований кредиторов по состоянию на 30.09.2015 г. стоит напротив фамилии пенсионерки из Марьиной Горки — аж 3 миллиарда 740 миллионов 426 тысяч 940 рублей! Средняя сумма вклада приближается к 100 миллионам. Откуда у пенсионеров такие средства? Все, с кем удалось побеседовать, твердили: продали машину, дом или квартиру, заняли у друзей и родственников... Седовласый мужчина признался, что собирал деньги всю жизнь: «До пенсии я занимал хорошие посты и неплохо зарабатывал. Но жил экономно, предпочитал копить. И вот теперь все потерял!» Большинство из них стыдятся называть свое имя и вообще рассказывать какие–либо подробности. Одна дама призналась, что хранит эту историю в тайне даже от семьи: «Вот вляпалась–то... А ведь у меня три высших образования!»

Петр Антонов был в числе тех счастливчиков, которые даже подержали в руках свои вожделенные проценты: «Два раза примерно по тысяче долларов!» И только теперь осознает, что та демонстрация на примере первых вкладчиков была элементом продуманного шоу, агрессивным рекламным ходом финансовой пирамиды: вот, дескать, смотрите, как быстро благодаря нам самые обычные люди превращаются в богачей! Именно на это обстоятельство клюнул 79–летний Владимир Дашкевич, когда пришел на разведку в офис «Якутских бриллиантов». Сегодня он старается смотреть на случившееся философски — мол, сам себя наказал за жадность:

— 110 миллионов, которые я отнес в ЧТУП в январе 2013–го, накопил честным трудом: уйдя на пенсию, продолжал работать до 77 лет! Плюс наследство от родителей... Деньги хранил в банке, за проценты с них можно было вполне нормально жить. Но я настолько был охвачен идеей стремительного обогащения! Дочь и зять тоже выгребли все из кошельков... Мы даже ни разу не пытались снять проценты, просто плюсовали их, как большинство вкладчиков.

Сегодня Владимир Степанович ищет деньги, чтобы вылечить дочь, ей недавно был поставлен тяжелый диагноз. На собрании он отстаивал интересы вкладчиков громче и активнее других. И, заняв место в президиуме, своими четкими требованиями и ясными формулировками практически разбил аргументацию представителя антикризисной компании Анны Залуцкой с ее туманным отчетом о 10–месячной деятельности антикризисного управляющего, которым ныне является частное предприятие «Капитал Диалог». Три часа быстрой речи, переполненной малопонятными юридическими терминами и оборотами, люди с трудом выдерживали, то и дело выкрикивая с мест:

Владимир Дашкевич: «110 миллионов, которые я отнес ЧТУП «Якутские бриллианты», были накоплены честным трудом...»

— Хватит отчетов! Где ваши результаты?

— Вы письма пишете, деньги за работу с нашего счета, где осталось всего 26 миллионов, снимаете, а что толку?

— Это — не работа! Когда нам кто деньги вернет?!

К сожалению, письма и запросы пока не приносят ожидаемых результатов. И может ли быть иначе? Ведь ООО «Элефант», выступающее поручителем ЧТУП «Якутские бриллианты», принадлежит все тому же Михаилу Казакову! Поэтому вопрос о субсидиарной ответственности звучит просто нелепо. Единственная хорошая новость: «Экономический суд по делу Михаила Казакова, главного бухгалтера фирмы и ее директора назначен на 18 апреля». Почему так не скоро? «Ответчик — гражданин России, по закону полгода дается...» — объясняет Анна Залуцкая.

Между тем процедура банкротства ЧТУП «Якутские бриллианты» движется в заданном направлении, которое, похоже, было изначально спланировано господином Казаковым, начавшим тестировать на наивность белорусов еще в сентябре 2011 года. Тогда он вполне себе удачно прокрутил историю под названием «Русский экран» и уже через год поманил бриллиантами. Несмотря на то что государственной гарантии возврата вкладов в его компании никто не давал, Казаков заверял, что «вложенные средства обеспечиваются поручительством алмазоперерабатывающего предприятия». Некоторым посчастливилось даже лично увидеть легендарные бриллианты... Только где они теперь? И где 20.534.401.410 белорусских рублей? Да, столько «Якутские бриллианты» должны пострадавшим в Беларуси, в числе которых и инспекция МНС по Центральному району, и филиал «Белгосстрах» по г. Минску, и Минское городское управление ФСЗН, и ТЧУП «Залант», и Центральный отдел (г. Минска) Департамента охраны МВД...

О «некоторых временных сложностях» предприятие «Якутские бриллианты» заявило в начале 2014 года и начало отказывать в выплате процентов. Но при этом исправно принимало поступления от новых вкладчиков. 82–летняя бывшая учительница призналась «СБ», что принесла свои кровные миллионы, когда счета фирмы были заблокированы налоговой инспекцией! Куда они пошли? В чей–то сейф? В августе 2014–го Михаил Казаков даже приезжал в Минск, чтобы встретиться с вкладчиками. Говорят, произвел на всех очень положительное впечатление.

И все же что сбило с толку образованных и умудренных жизнью людей? Тут версия одна на всех: объявление прочитали в газетах, а написанному привыкли верить. Еще офис фирмы понравился, убедительные обещания, ну и сами бриллианты. Кто же знал, что они отольются слезами...

Комментарий

Официальный представитель Следственного комитета Юлия Гончарова:

— Уголовное дело в отношении гражданина Российской Федерации Михаила Казакова и других лиц по части 4 статьи 209 УК РБ (мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере) Следственным комитетом возбуждено 5 месяцев назад. Уже опрошены сотни потерпевших и свидетелей, а также принимаются меры к наложению ареста на имущество подозреваемых. Следует понимать, что действия следственных органов осложняются тем обстоятельством, что Михаил Казаков является гражданином другой страны и находится сегодня на ее территории. Чтобы принимать дальнейшие процессуальные решения, связанные с вопросами привлечения к ответственности основного подозреваемого, необходимо в полном объеме установить все обстоятельства — именно это сейчас и делается. Также Следственным комитетом устанавливаются все обстоятельства, связанные с местонахождением и перемещением бриллиантов.

Кстати

Первый заместитель начальника инспекции МНС по Центральному району Минска Анна Кленовская утверждает, что до декабря 2013 года — момента, когда в Беларусь были ввезены бриллианты — к деятельности ЧТУП «Якутские бриллианты» у них не было претензий:

— Собственно, а откуда им было взяться, если согласно Указу Президента от 16.10.2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» никаких проверок по деятельности только что организованного предприятия налоговый орган не может проводить в течение 2 лет? К тому же в течение 2013 года ЧТУП «Якутские бриллианты» действительно перечисляло в бюджет нашей страны некоторые суммы. В полном объеме или нет — мы опять–таки не можем судить, поскольку это выявляется только при проверке. Поэтому, как только упомянутым юридическим лицом было допущено первое очевидное нарушение, мы отреагировали незамедлительно. А суть в следующем: после ввоза драгоценностей фирма должна была заплатить НДС за этот товар. Что в отведенный срок — до 22 января 2014 года — сделано не было. Поэтому мы приостановили движение по счетам, наложили арест на активы предприятия, в том числе на часть бриллиантов, и подали иск в суд с целью обратить в доход государства те средства, которые ЧТУП «Якутские бриллианты» ему задолжало. Сначала сумма долга равнялась 1 миллиарду 100 миллионам белорусских рублей. Но пеня стремительно ее увеличивала, и даже арестованные и впоследствии проданные бриллианты в конечном счете не закрыли вопрос. Сегодня с учетом акта проверки, состоявшейся лишь после открытия конкурсного производства, процедуры банкротства ЧТУП «Якутские бриллианты» остаются должны белорусскому бюджету 1 миллиард 431 миллион рублей. Нюанс: с момента открытия конкурсного производства налоговая инспекция не имеет возможности предъявлять какие–либо требования к данной фирме.

eversman@sb.by

Советская Белоруссия № 243 (24873). Среда, 16 декабря 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter