Прибывшего на саммит БРИКС Президента Беларуси Александра Лукашенко в Казани принимали как родного человека. Во время встречи: Александр Лукашенко и Глава Республики Татарстан Рустам Минниханов.
По оценкам экспертов, Беларусь находится в числе государств, которые будут рассматривать в качестве первоочередных кандидатов на новый статус. И с высокой вероятностью Минск его получит, но прежде чем такое решение официально состоится, лидерам БРИКС предстоит прийти к согласию по ключевым критериям партнерства.
На саммите в Казани были представлены 36 стран. Несмотря на существование консенсуса в отношении будущего БРИКС, как «незападного» объединения, представляющего интересы Глобального Юга и отстаивающего его безусловное право быть представленным в ключевых международных структурах, взгляды на то, с какой скоростью «кирпичам» (так переводится БРИКС с английского. — Прим. ред.) следует расширяться и какие геополитические задачи решать, у его членов остаются все же различными.
В работе БРИКС на первый план выходит умение председательствующего государства правильно подобрать консолидирующую повестку, отказавшись от постулатов, способных спровоцировать разногласия. Свое председательство Россия проводит под девизом: «Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности».
На прошлогоднем саммите в южноафриканском Йоханнесбурге в состав объединения было приглашено сразу шесть новых государств. Расширенная группа БРИКС, которую часто называют БРИКС плюс, куда помимо старых членов уже вошли Египет, Эфиопия, Иран и Объединенные Арабские Эмираты, охватывает 43 % населения земного шара. На нее в совокупности приходится 27 % мирового ВВП и пятая часть мирового экспорта.
Важным является конструктивное взаимодействие лидеров внутри расширившегося БРИКС. Ведь помимо треков, не вызывающих разногласий, остается немало тем, где для поиска развязок участникам БРИКС предстоит проявить терпимость и гибкость.
Не в последнюю очередь это касается вопросов «партнерства» новых государств. На данный момент обсуждаемые требования к странам этой категории включают несколько пунктов. Так, предполагается, что страны, признанные «партнерами» БРИКС, будут в обязательном порядке поддерживать дипломатические и дружественные отношения со всеми уже утвержденными ранее членами блока. Однако такая формулировка, будучи принятой, автоматически закроет дорогу в БРИКС, например, для Никарагуа, которая прервала дипотношения с Бразилией, и для Венесуэлы, поскольку президент Бразилии Лула да Силва не признает результатов прошедших в Венесуэле выборов главы государства. Еще одно обсуждаемое на высшем уровне требование к будущим партнерам — не вводить санкции, которые не были утверждены Советом Безопасности ООН.
Но даже с учетом такого небесспорного набора условий Беларусь выглядит приоритетным кандидатом на партнерство с БРИКС, поскольку в своей внешней политике Минск сохраняет конструктивные, дружеские отношения со всеми странами объединения. И, безусловно, может рассчитывать на их коллективную поддержку.
В том, что касается других поднимавшихся на саммите вопросов, включая предлагаемую Россией дорожную карту дедолларизации и создания альтернативы Международному валютному фонду, чтобы противостоять финансовому давлению со стороны Запада, то Минск всецело поддерживает такие решения. Они расширяют возможности при оплате товаров и услуг в национальных валютах, в чем Беларусь заинтересована.
Вчера на саммите состоялось расширенное заседание в формате «БРИКС плюс/аутрич», в котором приняли участие лидеры стран СНГ, делегации, представляющие государства Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки, главы исполнительных органов ряда международных организаций. Обсуждались вопросы укрепления взаимодействия, международная проблематика.
У Президента Беларуси, кроме участия в «аутриче», на полях саммита была очень насыщенная рабочая повестка. Александр Лукашенко провел серию двусторонних встреч с коллегами, дал несколько резонансных интервью журналистам ведущих СМИ России, Китая и Великобритании.
На казанском саммите страны БРИКС приняли итоговую декларацию, в которой говорится, что многополярное мироустройство поспособствует расширению возможностей развивающихся государств. Участники организации, отмечается в документе, должны соблюдать нормы и принципы международного права, закрепленные в Уставе Организации Объединенных Наций. Страны БРИКС суверенны и действуют в интересах поддержки международного мира и безопасности, взаимовыгодного сотрудничества.
ЭКСПЕРТНО
На что нацелен БРИКС и какие преимущества дает это объединение России и Беларуси, «СОЮЗ» спросил ведущего научного сотрудника отдела Азии и Африки ИНИОН РАН Петра Мозиаса.
— Что будет означать вступление Беларуси в объединение?
— БРИКС уже довольно серьезно расширилось, вполне логично, что Беларусь хотела бы также присоединиться. Если отбросить геополитику, такой шаг дал бы всем преимущества. Беларусь во многом похожа на Россию. По классификации Всемирного банка сейчас она находится на границе развивающихся и развитых стран, белорусская экономика достаточно развита в промышленном отношении и у нее есть хорошие научно-технологические заделы. Вступление в БРИКС позволит Беларуси эффективно реализовывать свои интересы на мировом рынке. А у России в поиске сложных компромиссов появится возможность опираться и на Беларусь.
— Компромиссы с западными странами? А Беларусь может выступать каким-то геополитическим мостом между Россией и Западом?
— Россия будет в какой-то момент выстраивать конструктивное сотрудничество с Западом. Если она станет делать это вместе с Беларусью, будет лучше всем. Ни у России, ни у Беларуси нет нацеленности на обострение противостояния. Но нужен новый компромисс между интересами различных стран. У Китая также сложные отношения с Западом. Но Китай не хочет никакой конфронтации. При этом КНР, скажем так, надеется, с одной стороны, усиливать свой вес в мировых делах, а с другой — не разрушать налаженные связи с Западом.
— Некоторые аналитики определяют БРИКС как объединение в противовес западным странам. Есть ли экономические основания для такого деления?
— Вообще разделение на западные и незападные страны в значительной мере искусственное. В БРИКС сейчас входят в основном развивающиеся страны, а в «западные» страны — развитые. Сравнивать страны БРИКС с западными и рассматривать их в этом смысле как какую-то альтернативу не стоит. В БРИКС есть очень крупные экономики — китайская, индийская, российская, бразильская. Они влияют в экономическом плане на погоду в мире. Но по технологическому потенциалу, по уровню ВВП на душу населения пока уступают западным странам. При этом страны БРИКС рассчитывают вести диалог с Западом, чтобы искать взаимовыгодные компромиссы.
— Что притягивает страны БРИКС друг к другу?
— Напомню, что сама по себе такая группировка стран появилась как аналитическая конструкция, которую ввел американский аналитик инвестиционного банка Goldman Sachs О Нил. В начале 2000‑х годов он просто сопоставил экономики этих стран. Тогда все они поддерживали высокие темпы экономического роста. Потом уже стала создаваться реальная инфраструктура сотрудничества. БРИКС — это скорее форма согласования интересов. Создан пул золотовалютных резервов для подстраховки стран на случай, если у кого-то что-то случится. Создан Новый банк развития БРИКС, но он пока играет скромную роль.
Между пятью крупными странами, которые изначально были в БРИКС, есть общность развивающихся экономик. У них действительно есть общие закономерности развития, а значит, и общие интересы, которые они могли бы совместно продвигать на международной арене. Понятно, что принципы экономического развития, подходящие западным странам, не всегда подходят развивающимся. В этом смысле формат БРИКС очень полезный для совместного отстаивания интересов.
— На что нацелены сами западные страны — на компромисс или противостояние?
— Судя по публикациям в западных странах, там понимают, что страны БРИКС по существу разнородные, и они пока не могут выработать какую-то действительно реальную консолидированную повестку. А потому на Западе в целом также не видят для себя угрозу в БРИКС и не нацелены на конфронтацию. К тому же в основном у отдельных западных стран хорошие отношения с большинством стран БРИКС — и с Индией, и с Бразилией, и с ЮАР, и с Саудовской Аравией, и с Египтом, и с Объединенными Арабскими Эмиратами. Эти связи стоит использовать и нам.
Подготовили Евгений Гайва, Алена Узбекова.
ВАЖНО
Председатель правительства России Михаил Мишустин встретился с Государственным секретарем Союзного государства Дмитрием Мезенцевым. В ходе встречи рассмотрены приоритетные задачи углубления российско-белорусской интеграции в Союзном государстве в контексте подготовки к предстоящему заседанию Совета министров Союзного государства.
Приоритетное внимание будет уделено выполнению Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024 — 2026 годы, утвержденных Высшим государственным советом Союзного государства 6 января 2024 года. Также планируется обсудить продвижение совместных проектов в различных областях в целях создания благоприятных условий для наращивания торгово-экономического сотрудничества и повышения благосостояния граждан России и Беларуси.
Ранее в Постоянном Комитете Союзного государства состоялось заседание совместной межведомственной рабочей группы по рассмотрению вопросов обеспечения равных прав граждан Беларуси и России с участием представителей министерств двух стран (МИД, МВД, Минздрава, Минтруда, Минкультуры, Минобразования, Минюста, Минэкономики, Минспорта), а также секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.
Открывая заседание, Госсекретарь отметил, что при обсуждении вопросов равных прав граждан важно следовать замыслу и пунктам Договора о создании Союзного государства, 25‑летие которого будет отмечаться 8 декабря 2024 года. По его словам, важно определить конкретные решения по обеспечению равенства прав миллионов граждан стран, объединенных Союзным договором.
— Сегодня тот этап интеграции, который определили президенты наших стран — Владимир Владимирович Путин и Александр Григорьевич Лукашенко, — подписав 4 ноября 2021 года пакет из 28 союзных интеграционных программ, предопределив успешность взаимодействия министерств и ведомств как норму, обязательную для сторон, — отметил Госсекретарь.
На заседании были обсуждены вопросы обеспечения прав граждан России и Беларуси на получение медицинской помощи, необходимых разрешений на временное проживание, прав на получение пособий в связи с рождением и воспитанием детей.
Евгений Шестаков
ShestakovE@rg.ru