Линия по производству топливных брикетов под Дятлово вдруг стала нерентабельной

Брикеты хорошо горят. Но плохо продаются

Почему экспортно ориентированная линия в Дятловском лесхозе стоит почти два месяца
В ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩЕМ цехе этого лесхоза уже почти полтора года есть линия по производству топливных брикетов. Ее работа до недавнего времени была более чем выгодной для предприятия — рентабельность в конце 2014 года доходила до 12 процентов. При этом 90—95 процентов продукции отправлялось на экспорт, в основном в Германию и Латвию.



Линия брикетирования позволяла лесхозу организовать практически безотходное производство, ведь делали топливные брикеты из опилок, оставшихся после деревообработки, например, при выпуске пиломатериалов. В месяц линия производила до 20 тонн востребованной в Европе продукции. В две смены здесь работали около 30 человек. Но 1 февраля линию остановили — производство вдруг стало нерентабельным.

Главный инженер ГЛХУ «Дятловский лесхоз» Дмитрий Томчик не видит смысла продолжать сегодня производство, чтобы затаривать собственный склад:

— Судите сами. В конце прошлого года тонна брикетов стоила в Европе 96 евро. Сегодня — 60. К падению цен «подключилось» потепление, из-за аномальной зимы склады в Германии оказались завалены. Продукция лесхоза стала просто невостребованной.

За полтора года работы лесхозу удалось частично окупить новую линию, под установку которой в старом здании сделали капитальный ремонт. Но вот уже два месяца она стоит без дела. Ведь этот вид экспортно ориентированной продукции на внутреннем рынке практически невостребован. Наши люди еще не привыкли отапливать собственные дома экологичными топливными брикетами. Их экономическая эффективность пока непонятна сельчанам, ведь они в несколько раз дороже тех же дров. Для сравнения: в конце 2014 года тонна топливных брикетов стоила миллион 400 тысяч рублей, а куб дров (примерно 0,88 тонны) — 230 тысяч. Но ведь теплоотдача у брикетов гораздо выше, горят они лучше и чище. В итоге тонны их хватает на более долгий строк, значит, и топить ими получается дешевле, чем дровами. Но вряд ли кто-то будет думать о зимней экономии перед началом теплого летнего сезона. Поэтому вопрос о запуске линии брикетирования в лесхозе пока остается открытым.

Не гони кругляк


Главный эффект, которого ждут от модернизации: двукратное увеличение объемов переработки древесины

ИТОГИ работы Беллесбумпрома за 2014 год подтверждают: на древесине мы не получаем практически ничего. За прошлый год концерн сработал с рентабельностью 1,8 процента. И это при масштабной модернизации девяти деревообрабатывающих предприятий, в которую вложили 1,2 миллиарда евро! В то же время глава концерна Юрий Назаров констатирует: «Беларусь обладает значительными запасами сырьевых ресурсов. По европейским меркам мы довольно богатая страна в этом отношении. Поэтому перед предприятиями отрасли стоит задача рационально использовать лес и древесину». Так что же мешает это делать? Возможно, кризисный 2014-й просто стал исключением из правил? Вряд ли, ведь еще до этого Президент взялся за проверку отрасли, в результате чего на троих руководителей деревообрабатывающих заводов завели уголовные дела.

Модернизацию деревообрабатывающих предприятий завершили, наладили выпуск нескольких видов абсолютно новой продукции по программе импортозамещения, которую в том числе отправляют на экспорт. Это, например, изоляционные древесно-волокнистые плиты и напольные ламинированные покрытия. Кроме того, продолжается модернизация целлюлозно-бумажной промышленности, благодаря чему стали выпускать топ-лайнер (картон для производства упаковки с белым поверхностным слоем) и виниловые обои на основе флизелина. 

В целлюлозно-бумажной промышленности Беллесбумпром сегодня реализует три крупных проекта. Это строительство заводов по производству сульфатной беленой целлюлозы на Светлогорском ЦКК, бумаги-основы для декоративных облицовочных материалов на заводе газетной бумаги, мелованных и немелованных видов картона на Добрушской бумажной фабрике. Юрий Назаров говорит, что, строя завод в Светлогорске, концерн решает сразу две задачи:

— Во-первых, осваиваем новый вид продукции — беленую целлюлозу, которая является сырьем для других наших бумажных предприятий. Во-вторых, используя собственную целлюлозу, расширяем ассортимент. Кроме того, мы дополнительно вовлечем в оборот лиственную древесину, которой в стране достаточно, но ее пока только экспортируют. Производство в Добруше позволит заместить импорт упаковки для пищевой промышленности и, опять же, включить в оборот переработки лиственную древесину.

Беллесбумпром еще и увеличил объемы производства по традиционным направлениям. По сравнению с 2010-м в прошлом году в четыре раза вырос выпуск ДВП и МДФ, в полтора раза — древесно-стружечных плит.

Главный эффект, которого ждут в концерне от модернизации, это двукратное увеличение объемов переработки древесины — до 8 миллионов кубометров в год. Переработать вдвое больше древесины — значит, не продать ее на экспорт, а выпустить продукцию с высокой добавленной стоимостью. Естественно, заработать на ней получится гораздо больше, чем если бы ее просто продали кругляком за границу.

Но, как видно, ни расширение ассортимента, ни рост объемов производства на рентабельности не отразились. Негативно на экономике концерна сказалось снижение объемов экспорта в Россию — основному торговому партнеру отрасли. Туда отгружалось 70 процентов всей экспортируемой продукции.

— На протяжении всего одного года девальвировался российский рубль, который был основной валютой в расчете с российскими покупателями. То же происходило с казахским тенге (в Казахстан также поставлялись значительные объемы мебели). При этом отсрочка платежа по мебели составляет 90 дней. В итоге предприятия концерна только из-за девальвации валют основных торговых партнеров потеряли в экспорте около 190 миллионов долларов США, — констатируют сегодня в концерне.

Наихудшим в финансовом плане для отрасли оказался четвертый квартал 2014-го, когда к девальвации добавился резкий спад спроса на товары деревообработки на российском рынке, на который направили модернизированные плитные производства. Окончание модернизации пришлось как раз на период спада экономики в странах, на рынки которых изначально были ориентированы новые заводы. Подорвала экономику отрасли и большая финансовая нагрузка, связанная с обновлением производств и исполнением обязательств по возврату заемных средств.

Покрыть прошлогодние недоработки в концерне планируют уже в этом году. В первую очередь за счет снижения производственных затрат, во вторую — благодаря диверсификации экспорта.

В концерне в 2015 году намерены снизить затраты на выпуск продукции на 10 процентов.

Работают и над диверсификацией экспортного рынка. Уже в январе удельный вес реализации продукции в страны дальнего зарубежья превысил 30 процентов. Кстати, этот показатель в отрасли в последнее время постоянно растет. Если в 2013 году из общего объема экспорта в страны дальнего зарубежья отгружалось 20 процентов, то в 2014-м — уже 27,7 процента. В начале этого года показатель перевалил за отметку в 30 процентов.

У отдельных предприятий (например, ОАО «Ивацевичдрев», ОАО «Слонимский КЗБЗ «Альбертин», ОАО «Борисовский ДОК», ЗАО «Молодечномебель») темп роста отгрузок в страны дальнего зарубежья по сравнению с январем 2014 года составляет от 101,6 до 712,7 процента, а это рост более чем в 7 раз. Выпуск новых видов продукции открыл для концерна рынки Ирана, Турции, Азербайджана, Алжира и некоторых стран Латинской Америки.

В этом году в концерне планируют выйти на рентабельность в 3,5 процента. Но не мало ли это для столь мощного и востребованного во всем мире производства? Тем более что и завершенная модернизация должна давать результат. Недавно акции 4 из 9 модернизированных предприятий выставлены на продажу. Это способ вернуть в бюджет вложенные в реконструкцию средства, а заодно привлечь инвесторов, которые сделали бы дополнительные вливания в отрасль, имеющую все условия для экономического роста.

mizkevich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter