Брикет давно минувших лет

В нашем социально ориентированном государстве люди, оказавшиеся в сложной ситуации, как правило, не остаются один на один со своими проблемами — всегда найдутся варианты им помочь, однако есть и те, кто не прочь злоупотребить таким гуманным отношением

В нашем социально ориентированном государстве люди, оказавшиеся в сложной ситуации, как правило, не остаются один на один со своими проблемами — всегда найдутся варианты им помочь, однако есть и те, кто не прочь злоупотребить таким гуманным отношением

Укоренившиеся еще с советских времен “иждивенческие” стереотипы трудно изжить. До сих пор многие считают главной обязанностью государства предоставление гражданам различных льгот, хотя на самом высоком уровне неоднократно заявлялось, что поддержка будет адресной и только в том случае, если человек действительно находится в тяжелом положении.

Память у 79-летней Ларисы Ивановны Рамцевич (фамилия по этическим соображениям изменена) из деревни Домановичи Солигорского района изумительная. Женщина помнит, когда и какую зарплату она, сельский библиотекарь, получала. Как и то, что для закрепления кадров на селе работникам культуры бесплатно выдавали топливо, доплачивали по 15 рублей 36 копеек на электричество. А еще у Ларисы Ивановны есть справка из сельского Совета о том, что в ведомостях на получение компенсации за коммунальные услуги с 1986-го по 1994 год ее подпись отсутствует. Проще говоря, ей предлагались деньги на оплату того же электричества, но она от них отказывалась. Почему?

— В знак протеста, — поясняет пенсионерка. — Я хотела топить торфобрикетами, а мне предлагали дрова, причем плохие.

— Местная власть имела право выделять льготникам торфобрикет или дрова, — поясняет бывший председатель Домановичского сельсовета Михаил Якимович. — Все работники культуры получали исключительно дрова, так как  леса у нас с избытком, а дефицитный в то время брикет нужно было доставлять за полсотни километров. Но Лариса Ивановна от дров категорически отказалась.

Казалось бы, о чем говорить: это выбор конкретного человека, тем более что столько времени прошло. Но к вопросу о недополученном топливе пенсионерка вернулась спустя десятилетия. И начала писать в разные инстанции: “Отдайте мой брикет!”. Дошла даже до Администрации Президента. Никаких юридических оснований для таких требований у женщины нет. “Растворилась” и страна, предоставлявшая льготы работникам культуры для закрепления их на селе, не говоря уже о каких-то документах местного значения.

Но власть наша гуманная. После очередной жалобы Минский облисполком пошел навстречу пенсионерке, выделив ей пять тонн брикета. Это, похоже, придало женщине энергии.

— Я несколько раз звонила председателю Солигорского райисполкома, — рассказывает Лариса Ивановна. — Золотой человек! Выслушал, и мне завезли еще три тонны брикета.

Это топливо — спонсорская помощь местного торфобрикетного завода. Однако пенсионерка считает, что государство рассчитывается с ней медленно, ведь всего оно “задолжало”...14 тонн топлива. “В ноябре я письменно обратилась, чтобы мне завезли оставшийся брикет и оплатили за свет. Что вы думаете, прислали 500 тысяч рублей. Что за них можно купить?” — это уже из письма Ларисы Ивановны в редакцию “Народной газеты”. И в разговоре с нами она настаивает: “Пусть привезут оставшиеся шесть тонн брикета и оплатят долг за электричество”.

— Но ведь восемь тонн брикета вам уже завезли, полмиллиона рублей выделили для приобретения топлива, на них можно купить три тонны брикета, значит, остается только три тонны, — делаю я несложные расчеты.

— Покупать не буду, брикет ведь нужно как-то доставить. Пусть привезут оставшиеся шесть тонн, — стоит на своем женщина.

Конечно, Ларису Ивановну можно в чем-то понять. В былые времена она вращалась в гуще событий: организовывала танцы, самодеятельность, принимала концертные бригады. А теперь одиноко живет на окраине деревни, болеет.

Как и каждый пожилой человек, эта женщина нуждается в поддержке и помощи. Но жаловаться на отсутствие внимания к себе Лариса Ивановна вряд ли может. Социальный работник наведет порядок во дворе, уберет в избе,  принесет воды, дров. Кстати, во дворе мы увидели две клетки сухих дров. Говорят, неплохой запас торфобрикета хранится в сарае под замком, но открыть его нам хозяйка категорически отказалась...

— На территории нашего сельсовета живут 646 пенсионеров, многие из них одинокие, имеют пенсию ниже вашей, меньше двух миллионов. Этим людям в первую очередь мы и стараемся помочь, — обращается к пенсионерке председатель сельсовета. — Только наши возможности ограничены. А у вас есть дочь, внуки, сын живет в Солигорске, работает на преуспевающем Беларуськалии, они в первую очередь и должны о вас заботиться. Но если будут настоящие проблемы, мы, конечно, всегда поможем.
К этим словам трудно что-либо добавить.

Солигорский район

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter