Работники аварийной службы — о пике заявок, городских пробках и ложных вызовах

Бригады приходят в полночь

Кубическое уравнение со звездочкой


«Раньше поломку локализовывали за полчаса, сейчас требуется 4—5 часов»: с какими внутренними проблемами столкнулась минская «аварийка»


Соседи сверху забыли закрыть кран в ванной и уехали в отпуск, прорвало трубу в подвале, вовсю сверкает искрами щитовая. Когда случается подобный форс-мажор, мы в первую очередь бросаемся звонить в «аварийку». Звонок принят —  у специалистов есть максимум полчаса на срочный вызов. По таким жестким правилам минская Городская аварийная служба работает уже три года. Впрочем, такие социальные стандарты —  не самый главный критерий оценки качества работы. Что изменилось за последнее время в деятельности бригад, рассказал директор УП «Городская аварийная служба» Александр Ерофеев.


«Заявок  стало  в  пять  раз   больше»


—  Александр Владимирович, начнем, пожалуй, с самого болезненного вопроса — временного регламента прибытия аварийной службы. Как удается при полной загруженности городских автомагистралей выдержать требования?

—  Время прибытия экипажа по заявкам первой категории не должно превышать 30 минут. Такой интервал регламентирован приказом Министерства ЖКХ № 60. В строго отведенное время прибытия мы стараемся уложиться. Экипажи аварийной службы прибывают в срок до 30 минут на 90 процентов всех заявок. Но иногда соблюдать временные рамки невозможно по объективным причинам. Никто не отменял ремонта проезжей части, аварий, подтоплений дорожного полотна, пробок и заторов. Также как роста аварийных ситуаций в выходные дни, когда мы остаемся одни на целый город. Здесь работает правило — живой очереди. Час «пик» работы наших бригад — с 18.00 до 9.00 в будни, и в круглосуточном режиме — в выходные и праздничные дни.

— На какие вызовы аварийные бригады приедут за отведенное законодательством время?

— По классификатору инцидентов и технологических сбоев на внутридомовых инженерных сетях максимум за 30 минут мы должны прибывать на конкретные виды неисправностей. На залитие из квартиры сверху, на течь инженерных систем в подвале или в местах общего пользования. Точно так же, как и в случаях, когда засоряется канализация, искрит щиток или протекает система отопления. Все остальные заявки распределяются согласно категориям по другим временным параметрам.

— Почему не хватает собственных сил?

—  У нас большая текучесть кадров. Сегодня мы остро нуждаемся в сантехниках и слесарях АВР. В общем потоке заявок почти 72 процента сантехнических. А самих заявок стало в пять раз больше: в 2015 году их поступило 23 тысячи, в 2017-м — уже 125 тысяч. Но процент выполнения из года в год остается на неизменном уровне — почти 70%. Именно столько сил и средств есть у предприятия.

«Время  играет  против  нас»


— Спасут ли ситуацию платные услуги? Знаю, что специалисты службы раньше их оказывали.

— От платных услуг нам пришлось отказаться. Потому что они больше востребованы в рабочие дни после 18.00 или в выходные и праздничные дни. А именно в это время резко возрастает количество аварийных ситуаций первой категории. Справляться одновременно с аварийными ситуациями и с бытовыми услугами непросто. Тем более что заявки с каждым годом стало сложнее выполнять. Раньше аварийную ситуацию локализовывали за полчаса, сейчас на это требуется 4—5 часов. Потому что специалисты не только перекрывают воду, но и ремонтируют поврежденные участки трубопровода.  Это тот случай, когда время играет против нас.



— Минск каждый год прибавляет квадратные метры. Это значит, что площадь обслуживания жилфонда аварийной службой увеличивается. Нужно ли расширять саму службу?

— Скажу так: городская аварийная служба должна развиваться по мере увеличения роста заявок. Судите сами. В 2016 году за год нам поступило 77 тысяч аварийных заявок. Фактически выполнено 64 тысячи. В прошлом году — 124 тысячи и 72 тысячи соответственно. Сегодня аварийная служба в состоянии выполнить 5,5 тысячи заявок в месяц. Да, в городе работают два линейные отделения — в Ленинском и Фрунзенском районах. В них есть места для отстоя техники и для отдыха работников. Каждое утро на дежурство отправля-ются по два экипажа электромонтеров и слесарей АВР. Это экономия времени. Однако этого недостаточно. Необходимо увеличить количество аварийных бригад, дооснастить аварийно-восстановительную службу автомобилями. Увеличение количества экипажей снизит утомляемость работников, уменьшит расход топлива и сократить время прибытия на место аварии.

Бригады приходят в полночь


Аварийная служба всегда придет на помощь. Многие воспринимают это буквально и вызывают ее по любому поводу — и кран починить, и ущерб от залития оценить. На какие вызовы должны выезжать специалисты, выясняла корреспондент «Рэспублікі».


Вода  с  потолка


В диспетчерскую городской аварийной службы Минска отправляюсь к 18.00. Именно в это время на двух диспетчеров заявки начинают сыпаться как из рога изобилия. Причина проста — после работы люди возвращаются домой, а вот ЖЭУ уже закрываются. Поэтому все аварийные звонки на номер 115 автоматически перенаправляются в «аварийку». И вот за первые десять минут после шести на вызовы отправились три бригады.

Начальник смены Анатолий Лях координирует работу всех бригад. А их на смене — 8 сантехнических, 8 электроремонтных и 2 газоэлектросварщиков. Всего 46 работников. Хотя, не скрывает начальник смены, людей должно быть больше.

Пока ждем первую заявку, удивляюсь историям из жизни. Узнаю, например, что спустить в унитаз кошачий наполнитель или паркетный клей, соленые огурцы или детские памперсы — в порядке вещей для нашего человека. А потом удивляться гейзеру из канализационных труб.

Слышу, как диспетчер уточняет технические детали по телефону. Явно разговаривает с жильцом дома. Так и есть.

— После поступления звонка, в течение 5—10 минут, наши диспетчера дозваниваются до заявителей, чтобы оценить ситуацию и определить первостепенность каждой аварийной ситуации, в результате которой может быть нанесен материальный ущерб, — уточняет начальник диспетчерского отдела Елена Клименкова.

Вот и первая заявка — залитие. Меня пристроили в сантехническую бригаду. За рулем — Виталий, на соседнем кресле — Андрей. Оба сантехники.

И мы на уазике мчим на улицу Заславскую. Хотя, как мчим. При вялотекущем заторе на городских дорогах сильно не разгонишься. А вот и авария. Крайняя левая и крайняя правая полосы заняты раз-битыми авто, и мы пытаемся просочиться в узкое «горлышко».

— Вот видят же, что «аварийная» едет, и все равно перестроиться не дают! — раздражен Андрей.



Я его успокаиваю — наши водители не жалуют даже скорую помощь. На Заславскую приезжаем вовремя — в течение получаса, как и положено при залитии. Хозяин предполагает и не ошибается — течь в санузле дает гофра унитаза. Этот элемент нужно купить самому и обратиться в местный ЖЭУ через службу 115. Мы ничем не поможем, кроме перекрытия воды. Во-первых, это платная бытовая услуга, где приобретение необходимых материалов лежит на плечах заявителя. Во-вторых, у бригад попросту нет времени для ее оказания.

Сурдина  для  трубы


Следующую заявку получаем не выходя из машины. Нас уже ждут на улице Искалиева. Хозяйка уже извелась.

Оно и неудивительно. В санузле ее квартиры поднялась канализация. Женщина сразу же позвонила в службу 115. И очень удивилась, увидев на пороге своего жилья работников аварийной службы. Ведь заявку она оставляла в 10 утра и ожидала местного сантехника. Не дождалась. На устранение аварии в отдельно взятой квартире ушел почти час. Потому что долго не могли попасть в подвал, чтобы почистить канализационную трубу. Думали даже вскрывать железную дверь, но обошлось. Потом долго пробивали засор. И, как всегда, нашли в трубе много интересного. По сути, «классика» — тряпки и влажные салфетки. Их почему-то в больших количествах спускают в унитаз.


250  километров  по  городу


Ребята отчитываются о проделанной работе и берут новый заказ. На сей раз — улица Люцинская. До нее 12 километров.

— За день, бывает, по 250 километров по городу наматываем, в выходные, когда смена начинается с 9 утра, и того больше, — улыбается Виталий.

И по этому адресу залитие — самый распространенный вид аварии у слесарей аварийно-восстановительных работ. Хотя многие вызовы я бы аварийными не называла. Например, когда нужно перекрыть воду в бачке унитаза. Или когда следует зафиксировать водяные разводы трехнедельной давности на потолке. Случаются и ложные вызовы: мол, у нас тут где-то течет, а мы не знаем где. Но «аварийка» все равно всегда приходит на помощь.



Через три часа я, замерзшая и уставшая, отправляюсь домой. А бригада сантехников, как и остальные 17 бригад, всю ночь будут спасать нас от потопов, засоров и запаха паленой проводки в подъезде.

КОМПЕТЕНТНО

Тимофей КРЕМЕЗ, заместитель генерального директора ГО «Минское городское жилищное хозяйство» по эксплуатации жилищного фонда и производственным вопросам:

— Нерешенные вопросы в городской аварийной службе есть. Когда мы говорим о расширении жилфонда, то должны понимать, что происходит это в том числе за счет домов, которые обслуживаются самостоятельно. Это дома товариществ собственников и организаций застройщиков. С ними городская аварийная служба заключает договоры на обслуживание. И чем больше площадь обслуживаемого жилфонда, тем больше требуется ресурсов как человеческих, так и материальнотехнических. Вопросы эти стараемся решить.

Так, два года назад для круглосуточного обслуживания жилфонда города закуплено 12 новых машин «Пежо». Сегодня думаем над обновлением автопарка и готовим докладную записку председателю Мингорисполкома с предложением рассмотреть вопрос закупки новых автомобилей.

Изменения коснуться и проведения конкурса на техническое обслуживание жилфонда. Заказчиком услуги аварийного обслуживания жилфонда станет ЖКХ районов Минска. Раньше подрядчика на аварийное обслуживание выбирал ЖЭУ.

misnik@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter