Бригады подряд

Пенсионер из Узды Е.Михалев прислал в редакцию письмо, в котором поспешил дать ответ на январскую публикацию «Утопия одного прогресса»...

Пенсионер из Узды Е.Михалев прислал в редакцию письмо, в котором поспешил дать ответ на январскую публикацию «Утопия одного прогресса». Читателя не оставили равнодушным якобы имевшиеся в ней «замалчивания советских успехов в экономике», а потому он решил ответить на газетную статью цитатой мадам Тэтчер на заседании нефтяного института США (ноябрь 1991 года). Приведем ее по письму Е.Михалева: «Советский Союз — это страна, представляющая угрозу западному миру. Я имею в виду не военную угрозу. Ее, в сущности, не было. Наши страны достаточно вооружены, в том числе и ядерным оружием. Я имею в виду угрозу экономическую. Благодаря плановой политике и своеобразному сочетанию материальных и моральных стимулов СССР удалось достигнуть высоких экономических показателей. Если учесть огромные природные ресурсы СССР, то при реальном ведении хозяйства у Советского Союза были реальные возможности вытеснить нас с мировых рынков».


Разве кто–то с этим сегодня серьезно спорит? Страна тогда была у нас о–го–го! Вот только слишком уж много догм сидело в головах у ее руководителей, чтобы иметь возможность руководить народным хозяйством не только согласно решениям партии, а еще и сообразно велениям времени. Сегодняшняя подборка старых публикаций — отнюдь не попытка в очередной раз опорочить советское прошлое. В нем, вот уж точно, было много и хорошего, и плохого — в общем, разного.


«Хорошая чайная в Каменце. Ее работники с любовью выполняют свои обязанности, проявляют большую инициативу и находчивость. У колхозов и колхозников они покупают по дешевым ценам самые различные продукты для нужд общественного питания. При чайной есть колбасный цех. На земельном участке выращиваются зелень и овощи. Организован откорм свиней. В результате только в прошлом году получено дополнительно 55 центнеров хорошего мяса. И поэтому в буфете и на кухне посетитель найдет то, что он любит, что ему по вкусу. За витринами красивого буфета, кроме холодных закусок, свежей сметаны и других молочных продуктов, есть большой выбор хлебобулочных и кондитерских изделий, крымские, кавказские, молдавские, белорусские вина и свежее гродненское пиво» («Так могут работать многие», 3.02.1957 г.).


«Подъехав к проходной Новогрудского завода газовой аппаратуры, мы обратили внимание на машины с литовскими и грузинскими, украинскими и российскими номерами. Это неудивительно. Со всей страны едут сюда, чтобы переоборудовать легковую машину для работы на газовом топливе. Мощности участка — до десяти машин в сутки, строится новый корпус, рассчитанный на одновременное принятие 40 легковых и 10 грузовых автомобилей. «Наше предприятие пока единственное в стране, которое выпускает необходимое газовое оборудование для машин, — рассказывает директор завода В.И.Крупич. — В прошлом году изготовили 90 тысяч комплектов для легковых и 3 тысячи для грузовых автомобилей. В нынешнем увеличим производство на 20 процентов. Ведется подготовка для перевода газовых систем на электронное зажигание, что повысит их эффективность и экономичность. Скоро сможем переводить на газ тракторы, тягачи, другой транспорт, работающий на солярке» («Единственное в стране», 2.02.1991 г.).


«Брест. Как показала проверка, руководством электролампового завода допущены серьезные недостатки в выполнении указаний директивных органов по совершенствованию и удешевлению аппарата управления... За счет средств фонда заработной платы производственного персонала незаконно содержались семь работников аппарата управления (работники отдела кадров, табельщики, диспетчеры, сторожа), что привело к незаконному израсходованию 13 тысяч рублей... Предприятием допускается командирование «толкачей» на предприятия–поставщики с целью скорейшей отгрузки сырья, материалов и оборудования. На это только в прошлом году израсходовано 5,4 тысячи рублей» («Раздутые штаты», 8.02.1983 г.).


«Учебной аудиторией для слушателей школы коммунистического труда Барановичской трикотажной фабрики стала рабочая площадка вязальщиц... Тема занятия — бригадная форма организации труда. Решив работать по единому наряду, вязальщицы составили комплексный план повышения производительности труда на каждом рабочем месте. Экономически обосновать его помогли по поручению профкома сотрудники отдела труда и заработной платы. А вскоре станочницы на деле доказали, что бригаду можно сократить на два человека. За счет уплотнения рабочего времени, использования передовых приемов труда вязальщицы увеличили на треть зону обслуживания станков... Сейчас почти каждый второй труженик предприятий легкой промышленности республики работает по прогрессивной форме организации труда. Столь широкое ее применение в отрасли высвободило условно более шестисот человек и дало около миллиона рублей экономии» («Резервы подряда», 5.02.1983 г.).


«Бригадный подряд», о котором в 70–е и 80–е газеты рапортовали едва ли не каждый день, сегодня кое–кто сравнивает со стахановским движением и словно заодно называет порочным по своей сути. Рациональное зерно в этих разговорах есть, хотя бы судя по тому, что инициатор бригадного подряда зеленоградский строитель Николай Злобин никогда не скрывал, что в 1970 году на эксперимент он решился в стремлении выполнить план последнего года восьмой пятилетки, поддержать свое строительное управление, готовившееся отметить ударным трудом XXIV съезд КПСС. К следующему партийному съезду, на котором Злобин уже рассказывал с кремлевской трибуны об особенностях его метода (сущность эксперимента заключалась в том, что все средства выделялись непосредственно бригаде: это позволяло сэкономить значительную часть денег, а заодно повысить заинтересованность строителей в конечном результате), он получил звание Героя Социалистического Труда, орден Ленина и золотую медаль «Серп и Молот». Метод «бригадного подряда» шагал по советской стране столь успешно, что в 1985 году Николай Злобин был уже дважды Героем. По такому случаю, как полагалось в те годы, на родине строителя под Тамбовом должен был быть установлен бронзовый бюст, однако с развалом СССР о государственном памятнике как–то позабыли. Зато уже после смерти Николая Злобина о нем не забыли коллеги. И сегодня памятник одному из самых известных советских строителей является одной из немногих достопримечательностей Зеленограда.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter