Бригада

Торговля людьми продолжается!
Торговля людьми продолжается!

— Больше не поеду, — зарекался житель одной из деревень Речицкого района, когда его выбросили из автобуса на родной улице после трудов на московских стройках. При этом предупредили: передохни, скоро вернемся. Спустя какое–то время вербовщики явились, как и обещали. Мужик попытался спрятаться в подвале у соседей. «Работорговцы» прочесали всю деревню. Нашли. Избили. Полуодетого закинули в автобус, опять повезли в Москву.

В понедельник Гомельское областное управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией положило на стол прокуратуры материалы о деятельности криминальной бригады из восьми человек, которые с 2005 по 2007 год занимались торговлей людьми, поставляя на российские стройки бесплатную рабочую силу. Люди за работу практически ничего не получали, зато барыши подсчитывали поставщики «живого товара». В этот же день прокуратура возбудила уголовное дело по факту создания преступной организации, специализировавшейся на торговле людьми. Начальник УБОПиК Валерий Кругляков рассказывает, что вплотную темой «работорговли» занялись еще весной прошлого года:

— Мы завершали работу по речицкой преступной организации, занимавшейся вымогательством. Обнаружили, что она осуществляла еще один вид криминальной деятельности — вербовала и отправляла строительные бригады в Россию. Причем сформировалось самостоятельное подразделение, в котором определились два лидера–поставщика. За два года они успели переправить 38 групп. Это около 70 жителей Речицкого, Хойникского, Лоевского, Рогачевского, Буда–Кошелевского, Светлогорского, Житковичского и Мозырского районов. Сейчас один из лидеров — 30–летний житель поселка Василевичи — находится в розыске. Двое членов организации задержаны в Москве и ждут экстрадиции. Остальные арестованы.

«Работорговцы» делали ставку на небольшие деревни и немногословных мужиков, которые способны пахать без устали, не возмущаясь каторжными условиями. Обещая работникам солидные заработки, на автобусах их вывозили чуть ли не целыми деревнями. Действовали «кустовым» методом, передвигаясь в области от района к району, опережая дурную славу, которая тянулась за ними шлейфом.

Гастарбайтеров ждала самая черная работа. Правда, объекты, на которых приходилось трудиться, внушали надежды, что обещанные 500 — 1.000 долларов в месяц будут выплачены: фасады Большого театра, военно–командного училища, здания верховного суда Российской Федерации, торгового центра «Семеновский», 20–этажный дом на улице Витебской. Однако нашим соотечественникам здесь отводилась роль... машин и механизмов. Блоки, ведра с цементным раствором гастарбайтеры поднимали на этажи вручную. Без специальной строительной подготовки работали на высоте, утепляли фасады. Один упал с десяти метров, разбился. Его выбросили за территорию стройки. Из больницы чудом выжившего, покалеченного мужика забрали житковичские родственники...

От историй, которые сейчас можно услышать в кабинете старшего оперуполномоченного УБОПиК Павла Мазура, становится жутко. Как–никак XXI век на дворе, а тут... прочесывание деревни в поисках «рабов», публичное линчевание, гороховая похлебка, карцер за ослушание... Именно так описывают московские будни бывшие «рабы» из разных уголков Гомельщины, которые кто силой, кто обманом были вывезены на российские стройки:

— Мне, к примеру, обещали 700 долларов и бесплатное питание, — сейчас 27–летний сельчанин Игорь Фомченко* нашел работу в родном районе. — Я согласился, потому что в деревне такие деньги не заработать. Но попал в Москву и уже через месяц понял, чем это закончится. Паспорт забрали сразу. Кормили очень плохо. Горох, перловка. В выходные — похлебка на свиных шкурках. Когда дали первую зарплату — копейки, люди стали возмущаться. Одного посадили в карцер: приспособили под него металлический ящик. На дворе мороз, а он там пробыл сутки. Мне еще повезло. Несколько месяцев промучился. Рад, что получил деньги на билет домой.

В милицию никто не обращался. Боялись. Все, о чем мечтали эти люди, — только бы за ними не вернулись, как за жителем Речицкого района, которого насильно увезли в Москву второй раз. Павел Мазур признается, что когда по этому факту возбуждали уголовное дело по статье «Похищение человека», не надеялись увидеть его живым. Однако недавно нашли. Он сумел сбежать на другую московскую стройку, чтобы заработать на обратную дорогу. Сейчас дома. Приходит в себя. Ехать на заработки больше не согласится ни за какие деньги.

Виолетта ДРАЛЮК, «СБ».

Фото предоставлено Гомельским областным управлением по борьбе с организованной преступностью и коррупцией.

*Фамилия потерпевшего изменена в интересах следствия.

Комментарий из москвы

Не был бы строительный бизнес в России таким доходным, не работай в нем нелегалы: по 12 часов в сутки, в две смены, прерываясь лишь на короткий сон на полу строительного вагончика–барака по соседству. Российские газеты как–то писали о курьезном случае, когда на Москве–реке в центре города вдруг появился неопознанный плавучий объект: на плоту из пластиковых бутылок группа рабочих–нелегалов, выходцев из Средней Азии, пыталась добраться к своему очередному строительному объекту. Гастарбайтеры объяснили, что спуститься в метро без документов они просто не решились — побоялись милиции. Вот и поплыли.

Впрочем, смешного в этом мало. В беседе со мной начальник консульского отдела посольства Беларуси в Москве Сергей Бобов рассказал, что в дипмиссию ежемесячно обращаются минимум два–три человека с одинаковыми историями: устроился на стройку, поработал, денег не заплатили.

Очень показательный случай произошел накануне новогодних праздников: 30 декабря в посольство обратился гражданин Н. Подрядившись на стройку частного особняка в Подмосковье, он остался без заработка. Обещанных денег не дождался и через полгода работы. Домой ему добраться помогли. Только вот напутствие дипломатов обратиться в суд вряд ли было услышано.

Между тем, напоминает дипломат, согласно Минской конвенции о правовой помощи и правовых делах по гражданским, семейным и уголовным делам от 1993 года обманутые имеют право на обращение в судебные органы.

В посольстве мне рассказали, что за помощью в консульскую службу жертвы рабского труда обращаются только в крайних случаях: если нет паспорта или ни копейки денег. Понять по этим обращениям, сколько людей действительно «попадает», сложно. Многих обманутых выручают знакомые. Горе–гастарбайтеры возвращаются домой, позвонив родственникам или друзьям.

Так что, приезжая в Россию, не стоит забывать, что при всей близости наших менталитетов и родственности языков это — иностранное государство. Со своими законами, которые нужно соблюдать всем без исключения. Собираетесь учиться или работать в России? Внимательно изучите все требования, которые будут предъявлены к вам законодательством этой страны. Если согласитесь на полулегальные условия, то и отношение работодателя будет соответствующим: ни медицинской страховки, ни выполнения договора. Чтобы не быть вне закона, нужно встать на консульский учет, получить регистрацию.

В последнее время, рассказали в дипмиссии, наблюдаются изменения к лучшему: и наши граждане, наученные горьким опытом, поступают более осмотрительно, и российское законодательство стало более жестким в отношении работодателей, использующих труд мигрантов.

Лариса РАКОВСКАЯ, собственный корреспондент «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter