Партизанская легенда Антон Сипко

Бригада, закаленная в боях

Он был уверен в том, что враг уйдет с родной земли с низко опущенной головой. О партизане издано немало художественных произведений («Разведка продолжает поиск» Михаила Федотова, повесть «Зарницы над Оболью» Григория Набатова), документальных воспоминаний. Есть и другие интересные документы. Их копии представлены и на нашем тематическом сайте partizany.by. Смелый партизанский комиссар награжден орденами Ленина, Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды и 4 медалями.

Неуловимый 

Антон СИПКО за короткое время из скромного отряда смог организовать целую 1,5-тысячную партизанскую бригаду.
Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ
Антон Владимирович Сипко родился в 1909 году в семье батрака в деревне Шодики бывшего Бараньковского сельского совета Сиротинского района (ныне Шумилинского). Семья была очень бедной. Антон — старший из детей. С малых лет мальчишка помогал отцу и окончил лишь 2 класса, так как возможности учиться дальше не было.

С подросткового возраста трудолюбивый Антон активно участвовал в жизни родного села, а с первых дней организации колхоза пошел работать бригадиром, позже был избран его председателем. Возглавлял Бараньковский и Мишневичский сельсоветы, а с 1938 по 1941 год работал председателем Сиротинского (Шумилинского) райисполкома.

До войны Антон Сипко занимался в Высшей партийной школе в Минске. Учиться после двух классов средней школы было, конечно, трудно. Здесь собралась молодежь с лучшей подготовкой. Поэтому ему пришлось серьезно поработать над собой: ночи просиживал над книгами, а днем ходил на занятия. В итоге закончил ВПШ успешно. 

Но заполыхала война. Антон Владимирович по заданию ЦК КП(б) Б работал в тылу врага, а с февраля ушел в лес, где организовал с товарищами внушительное по численности формирование. 

Светлана Иванова, директор Шумилинского историко-краеведческого музея, рассказала подробнее о вкладе партизана в подпольное движение Витебщины:

— В отделе нашего музея, посвященного ВОВ, Антон Сипко представлен среди руководителей партизанского движения в отдельной экспозиции. Благодаря его организаторскому таланту, четкой стратегии борьбы с оккупантами отряды, объединенные в «ленинскую» бригаду весной 1943 года, численно возросли, укрепили связи с местным населением, подгото­вили благоприятные условия для дальней­шего развертывания борьбы с нацистами в районе. Партизаны взрывали вражеские эшелоны, выводили из строя немецкую технику, мстили за смерть погибших близких и друзей, распространяли листовки в деревнях, чтобы люди знали правду о продвижении наших войск, призывали бороться с врагом. 

В своих воспоминаниях учительница А. Карнаушенко, участвовавшая в подпольной борьбе, так написала о комиссаре партизанской бригады имени В.И. Ленина:

«Как-то по дороге в деревне Рыбчино его узнал полицейский и организовал за ним погоню. А. Сипко забежал к Я. Зуеву в деревню Мишневичи. Стал за шкаф, а Зуев выбежал к немцам навстречу и кричит, что видел, как Сипко пошел на Бачище. Немцы понеслись его ловить, так как за голову Сипко было объявлено через немецкую газету «За новый порядок» 50 000 марок. Добежали до Сиротино, а Сипко не нашли. Ночью Антон был переправлен через реку Оболь в д. Кабак, а там пошел к другим подпольным группам. Вот так он по району создавал подпольные группы, готовил людей к открытой борьбе».

Сипко в ночное время ходил на связь с коммунистами и активистами района на конспиративные квартиры, которые были у него в деревнях района. В мае 1942 года в отряд Сипко прибыло более ста человек в партизаны, и отряд начал действовать.

Уже в апреле 1942 года были уничтожены собранные населением для противника продукты Бочеевского, Спасского, Стариновичского маслозаводов, разбита Стариновичская волостная управа, спущен эшелон с живой силой и техникой противника, проходивший между станциями Язвино и Старое Село. Из одного отряда скоро выросла партизанская бригада, в которую входило шесть отрядов численностью более 1,5 тысячи человек.

В окружении карателей

Весна 1943-го. В марте противник вновь стал кон­центрировать силы в треугольнике Ви­тебск — Невель — Полоцк с целью уничтоже­ния действовавших здесь подпольщиков. Отрядам бригады пришлось манев­рировать и разрывать цепи окружения. 

Из-под Витебска в направлении Полоцк — Дретунь двигалось пять немецких полков, из которых два были карательными. 2 ап­реля 1943 года захватчики предприняли новую операцию по уничтожению партизан. Командование бригады, учитывая численное превосходство сил противника, приняло ре­шение передислоцироваться в Ушачский район. Партизаны, несмотря на потери, совершили целый ряд боевых операций по разгрому вражеских гарнизонов в деревнях района. С лета 1943 по весну 1944 года партизаны с завидным упорством держали оборону.

Известно, что по состоянию на 1 января 1944 года в легендарной бригаде насчитывалось 834 парти­зана, а завершила она свой боевой путь летом того же года в Шарковщинском районе Вилейской области, где соединилась с частями Красной Армии.

Из записей Н. Герман, секретаря подпольного Сиротинского райкома комсомола, замкомиссара партизанской бригады им. Ленина по комсомолу, можно узнать о высоких моральных качествах комиссара: 

«Знаю Антона с 1939 года как хорошего, душевного товарища. У него я научилась многому: как работать, как относиться к людям, как их изучать. Он был секретарем подпольного райкома партии. Был сам дисциплинированным, требовательным к себе и подчиненным. В самые тяжелые дни блокады умел поднять у людей дух, сплотить их. Последним глотком делился с бойцами. Мы были голодные. Как-то ему дали пол-литра молока. И это молоко он разделил между всеми. Часто вспоминал родных, заботился о семье, которая в то время находилась в Татарской ССР».

 «И когда этот человек спит?»

После войны Антон Владимирович был председателем Сиротинского райисполкома, в 1947–1950 годах избирался депутатом Верховного Совета БССР. 

А. Карнаушенко пишет: «Все недоумевали: «И когда этот человек спит?» Когда бы ты ни пошел, Сипко увидишь на работе… Если увидит непорядки, то и накричит, что больше не захочешь плохо работать. Но хорошо работающих всегда ценил и заботился о них. Хорошо знал советское законодательство. Интересно, что он очень хорошо помнил все постановления, знал, как правильно решить вопрос, чтобы не последовал протест прокурора. Это был просто самородок… В 1951 году 29 сентября А. Сипко проводил заседание исполкома районного Совета, почувствовал себя плохо, сделал перерыв. Через полчаса его не стало. Вот с каким напряжением человек работал».

Известно, что дочь Антона Сипко потеряла отца, когда ей было всего три года. Но на протяжении всей жизни она участвовала в различных патриотических мероприятиях, посвященных отцу. Сегодня внучка партизана Алла Гончарова, работница ГУО «Средняя школа № 1 им. Героя Советского Союза П.А. Акуционка г.п. Шумилино», делает все, чтобы о партизанских подвигах не забыли современные школьники. Внучка Антона Сипко рассказала:

— Дедушка рано умер, как видите, он горел работой и, к сожалению, рано ушел. Моя мама его не помнит, но мы храним память, оставшиеся документы и книги о нем. В нашей школе регулярно организовываются познавательные встречи, конкурсы… А в эти дни дети участвуют в интернет-акции «Стена памяти. Шумилинщина помнит».

shimuk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter