«Бригада» местечкового масштаба

КТО не слыхал в Беларуси про «морозовцев» или «пожарников»? Участники этих банд орудовали в Гомеле, наводя страх на коммерсантов, в основном державших ларьки на рынках. Но вот недавно по одному из белорусских телеканалов прошел сюжет о том, что фигуранты так называемого «поставского дела» вполне могут составить конкуренцию — по масштабу злодеяний — гомельским «коллегам». Так ли это? И как вообще громкая криминальная история с двойным убийством, совершенным четыре года назад, могла «закрутиться» в небольшом райцентре на северо-западе Беларуси?

Уроки разоблачения преступной группы изучила корреспондент «БН» вместе с начальником Поставского РОВД Николаем Довмантом.

КТО не слыхал в Беларуси про «морозовцев» или «пожарников»? Участники этих банд орудовали в Гомеле, наводя страх на коммерсантов, в основном державших ларьки на рынках. Но вот недавно по одному из белорусских телеканалов прошел сюжет о том, что фигуранты так называемого «поставского дела» вполне могут составить конкуренцию — по масштабу злодеяний — гомельским «коллегам». Так ли это? И как вообще громкая криминальная история с двойным убийством, совершенным четыре года назад, могла «закрутиться» в небольшом райцентре на северо-западе Беларуси?

Настоящая банда?

Июль 2010-го. Суд приговаривает троих жителей Постав — Януковича, Зубкевича и Лукьянова — к длительным срокам заключения. Они признаны виновными в совершении двойного убийства. Первым двум «отмеряно» по 23 года отсидки, третьему — 13… Тогда же впервые прозвучало на всю республику: в Поставах, тихом райцентре (каких в Беларуси — более сотни), оказывается, орудовала настоящая банда! Кроме вышеперечисленной троицы, под следствием находились еще 8 человек из этой же преступной группировки, которой руководил Михаил Янукович. Их подозревали в вымогательстве, уничтожении имущества, хулиганстве.

Сначала двойное убийство расследовали сыщики местного РОВД, дело вела областная прокуратура. Но когда в Поставах стали работать оперативники Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией (ГУБОПиК) МВД Республики Беларусь, делом занялась Генеральная прокуратура, оказалось, что двойное убийство стало лишь одним из эпизодов, которые на совести Януковича и банды.

Кто же они — люди,  заманившие в ловушку и хладнокровно лишившие жизни двоих человек? В чем причина такой жестокости? Была ли это серьезная борьба за криминальную власть? Либо просто взыграли амбиции молодых претендентов на статус «властелинов территории»?

Об этой истории, начавшейся не сегодня и даже не вчера, говорим с Николаем Довмантом, нынешним начальником Поставского РОВД. Оказывается, в свое время местным сыщикам не хватило самой малости, чтобы доказать вину Януковича, Зубкевича и Лукьянова. Но обо всем по порядку… 

От кражи куртки до плана убийства

— Не знаю, можно ли считать Михаила Януковича настолько уж крутым главарем-авторитетом в криминальной среде, — рассуждает Довмант. — Был он судим всего один раз, в 1996-м. Да и то за мелкую кражу куртки. Не связано это было даже с лишением свободы.

Тем не менее уже тогда, в девяностые, сложилась компания друзей-товарищей — в нее вошли, кроме Януковича, еще Зубкевич и Шабович. (Последний, надо сразу заметить, к резонансному двойному убийству никакого отношения не имел.) По субъективному мнению Николая Довманта, на рубеже девяностых — начала двухтысячных за троицей не числилось еще ничего такого, что можно было бы отнести к организованной — матерой — преступности. Была в 2001-м попытка поджечь ларек одного коммерсанта. Пробовали ребята Януковича «похаживать» по рынкам, собирать «дань» с мелких торговцев. Словом, небольшая «бригада» местечкового масштаба. Впрочем, во время попытки поджога еще одного ларька Зубкевича взяли с поличным и посадили.

— Сказать, что к нам обращалось много людей с заявлениями на произвол со стороны этой банды, не могу, — говорит Николай Довмант. — Может, по мелочевке что у кого и «щипали», но крупных, по-настоящему громких деяний за троицей не водилось. Но и законопослушными гражданами они, конечно же, не были. Наверное, на их судьбы, молодые, неокрепшие души где-то повлиял тот лихой дух раздрайных девяностых. Помните, с экранов телевизоров не «слезали» герои типа Саши Белого и его «братьев»? А люди, о которых мы говорим, в те времена, что называется, личностно формировались. Могли, не исключено, так и не выйти за рамки менее тяжкого криминала. Но вышло так, как вышло… И теперь вот приходится восстанавливать хронологию уже действительно громкого, резонансного убийства.

В воду канули?

…2007 год. В Поставский РОВД обращается сожительница Андрея Ш. По словам встревоженной женщины, ее гражданский муж куда-то отправился с приятелем, неоднократно судимым Сергеем Т. (Чуть ранее Андрей приютил этого знакомого, с которым вместе сидел.)

Николай Довмант, тогда первый заместитель начальника РОВД, хорошо знал Т.

— Дважды судимый за убийство, он был в уголовном мире, конечно, непростым человеком, — рассуждает собеседник. — Прибыл в 2007-м в Поставы из Борисова. Получил две недели временного надзора, чтобы устроить личную жизнь, «осесть» у нас в райцентре. Довольно быстро нашел себе сожительницу. В моей компетенции тогда был надзор за такими лицами, поэтому, помню, сказал ему четко: «Зарегистрируешь брак, чтобы все по закону было, — тогда дам согласие на поселение!»

Могли эти двое перейти дорожку банде Януковича? Трудно сказать… Андрей Ш., по воспоминаниям-впечатлениям Николая Довманта, вроде бы и не помышлял ни о какой криминальной «звездной карьере». Да, отсидел один срок за разбой. Но в 2007-м работал вполне легально на брата, который держал в Минске фирму по установке дверей. Задача Андрея — подыскивать клиентов-покупателей в Поставах. К тому же у него была жена, родился ребенок. Человек не пил, не курил, занимался спортом. Хотел строить жизнь без криминала?

Что до Сергея Т., говорили, что долгие годы отсидок вроде не прошли даром — бывший зэк ударился в религию, стал чуть ли не... буддистом, повсюду ходил с четками. Остановился у Ш., вместе с ним и отправился на встречу, которая стоила обоим жизни.

— Не сразу, но постепенно мы разматывали клубок событий, предшествовавших этому загадочному исчезновению, — вспоминает Довмант. — Сначала выяснили, что приятели уехали вместе. А потом пришли к выводу — обоих убили. В августе 2007-го Ш. и Т. исчезли, а уже в декабре мы настаивали на возбуждении дела именно по статье «убийство». И задержали троих фигурантов — Януковича, Зубкевича и Лукьянова — как раз по подозрению в совершении этого преступления.

Потом уже сотрудники ГУБОПиКа установят более детально, как все было. Они дадут определение этому криминальному деянию — «заранее спланированное, продуманное и хорошо подготовленное убийство». Андрея Ш. троица заманила на встречу, соблазнив невиданными коммерческими перспективами. Речь шла ни много ни мало о бизнесе на покупке заброшенных поозерских хуторов и последующей перепродаже их обеспеченным иностранцам — россиянам, прибалтам. Следствие установило: Янукович, Зубкевич и Лукьянов разыграли кровавую драму, в которой отвели себе определенные роли. Лукьянов встречал жертву, Зубкевич дожидался в засаде с оружием, ну а Янукович выступал в роли «режиссера-координатора». Чтобы запутать следы, злоумышленники не пользовались своими сотовыми, купили sim-карты на подставных лиц…

…Андрей Ш. приехал не один, но такой поворот событий не заставил троицу изменить «сценарий». Когда потенциальные жертвы приблизились к дому, где была назначена встреча, раздались выстрелы. Одного из приехавших пуля сразила тут же, второго — раненого — добивали ножом и еще одним выстрелом в упор… Позже пустую машину, на которой приехали Ш. и Т., обнаружили далеко от места кровавой драмы. Аж… возле Борисова!

По версии следствия, главной причиной столь жестокой расправы стала борьба за власть в криминальной среде. Андрей Ш. пытался остудить пыл более молодых, но стремительно набиравших силу бандитов. Те боялись конкуренции… Возможно, приезд Сергея Т. стал своеобразным катализатором, «подогревшим» страсти.

Но почему же поставские сыщики, насобирав достаточно, по мнению Николая Довманта, доказательств виновности троицы, вынуждены были… отпустить Януковича, Зубкевича и Лукьянова под подписку о невыезде?

— Загвоздка была как раз в том, что никак не удавалось обнаружить трупы, — говорит Николай Довмант. — А когда их нет, трудно привлекать к ответственности, для суда нужны «железные» свидетели и свидетельства… Повернись тогда дело с поиском трупов по-иному, может, и сами мы «дожали» бы это непростое расследование. Но пришлось все-таки выпустить фигурантов, а дальше дело у нас забрал ГУБОПиК. Естественно, у них кадров квалифицированных и возможностей эффективнее вести следствие куда больше. У нас же, в РОВД, на тот момент было всего шесть «розыскников», да и тем приходилось отвлекаться на другие обязанности. Больше двух человек на постоянную работу по этому делу я выделить никак не мог…

А где же были спрятаны трупы? Здесь, надо признать, злоумышленникам удавалось довольно долго водить за нос и районных сыщиков, и областных. Когда к делу подключилась областная прокуратура, было установлено: после «расстрела» тела якобы утопили в озере Малые Швакшты. В этом активно убеждал следствие Лукьянов. Но вот показать, где именно пошли на дно тела жертв, он не мог, при всем своем огромном «желании». Дескать, Янукович и Зубкевич все проделали тогда, когда Лукьянов, по их приказу и боясь за свою жизнь, отгонял машину под Борисов.

— Представьте себе, озеро Малые Швакшты площадью 196 гектаров — немалая водная гладь! — говорит Довмант. — Так вот, мы ее вдоль и поперек прочесали. Водолазов задействовали, вертолет пускали, металлоискателем «прощупывали»… Напрасно… Янукович с Зубкевичем ушли в глухую несознанку. А трупы будто и впрямь в воду канули. Хотя постепенно мы пришли к выводу — искать нужно не в озере...

«Сценарий» имел продолжение

Задержанные по подозрению в убийстве вели очень хитрую политику. По сути, играли со следствием в кошки-мышки. На самом же деле тела просто закопали недалеко от деревни Новоселки-2. Позже останки обнаружили в земле, а не в воде.

— Лукьянов — один из фигурантов этого дела — признался, что именно он заманил будущую жертву, Андрея Ш., — вспоминает Довмант. — А то, что после такой кровавой драмы ее участники не утратили хладнокровия, продолжали умело и эффективно себя выгораживать, как раз и говорит, по-моему, в пользу версии о хорошо спланированном преступлении. Позже, в ходе следствия, к главному преступлению — двойному убийству — были присовокуплены деяния еще нескольких друзей-приятелей Януковича и Зубкевича. В результате вырисовалась преступная группа, на совести которой было, по версии следствия, еще и покушение на убийство в Минском районе.

И сейчас, спустя определенное время, вспоминая обстоятельства и характеры действующих лиц этого громкого дела, Николай Довмант сомневается, что тому же Януковичу всерьез «светило» стать этаким «паханом» в масштабах Постав. Он больше вызывал «трепет» не в среде отсидевших уголовников, а среди малолеток, тех, кто обычно на побегушках у матерых уголовников — людей, не раз и не два отбывавших сроки за тяжкие преступления. Тем не менее была сделана попытка, и успешная, устранить потенциальных конкурентов в борьбе за сферу влияния.

С точки зрения нормального, не криминализированного, сознания, может, и не было никакой надобности убирать «супротивников»? Возможно, эти два человека и не помышляли вовсе ни о каком господстве в криминальной среде Постав? Янукович и компания рассудили иначе — и, по версии следствия, одним махом оборвали две жизни…

Вместо послесловия

...С того момента, как обнаружились тщательно «замаскированные» показаниями Лукьянова трупы, и до передачи дела в суд прошел примерно год. Летом 2010-го по итогам первого разбирательства вынесены обвинительные приговоры. По ним Януковичу, Зубкевичу и Лукьянову на всех дали более чем полвека отсидки. Но Верховный суд отменил первоначальный приговор и отправил дело на повторное рассмотрение, тоже в Могилевский областной суд, но уже с другим судьей. Почему? Обвиняемые поменяли свои показания, пытаясь, по мнению Довманта, выйти с наименьшими потерями, то есть «посадить» кого-то одного, а другим, по возможности, «смягчить участь»...

Как бы то ни было и чем бы ни закончилось «поставское дело», а уроки из него извлекать можно и нужно.

Хочется верить Николаю Довманту, утверждающему, что все реже поставские стражи порядка имеют дело с серийными кражами или разбоями. Но ясно одно: любая банда «не вырастает» в одночасье, не возникает из ниоткуда! Значит, где-то упустили, недосмотрели — не только милиция, к слову, на бездействие которой нередко общество кивает, закрывая глаза на собственные просчеты.

Инна ГАРМЕЛЬ, «БН»

Фото автора

P.S. Выражаю свою признательность за помощь в создании этого материала начальнику отдела идеологической работы Поставского райисполкома Галине Чаплинской.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter