Бренды на службе вождей

Руководители советского государства “тлетворного влияния запада” не боялись
В  жизни обычного советского гражданина с середины 1920-х до середины 1970-х годов западных брендов было немного. Значительную часть импортных вещей, использовавшихся в быту, составляли военные трофеи, поскольку каждый военный,  находившийся на территории зарубежных стран, занятых советскими войсками в 1944—1945 годах, официально имел право вывезти свою долю. Регламентировалось это постановлением Государственного комитета обороны № 9054 с грифом “Не для печати”. С собой вывозили велосипеды, радиоприемники, часы, фотоаппараты, бритвенные приборы, музыкальные инструменты. А еще по “коммунистическим” ценам разрешалось купить в военторге некоторое количество импортных тканей, костюмы, пальто, рубашки, чулки, носки и прочий ширпотреб. 


У Хрущёва была именно такая фото- и аудиотехника.

В  конце 1940-х началась активная борьба за приоритет советской науки и вообще всего отечественного. И выставлять напоказ что-то иностранное, особенно производства капиталистических стран, было чревато серьезными последствиями. Импортные вещи, правда, продавались, но только в спецраспределителях и комиссионных магазинах. Последние были в нашей стране на особом положении: там можно было при желании и связях найти что угодно. Но стоило это баснословных денег...

К примеру, во время посещений Ближней и Дальней дач Сталин внимательно осматривал шильдики на технике и надписи на различных предметах обихода. Генералиссимус в быту отнюдь не являлся примером для большинства своих подданных. Многие из его импортных вещей дожили до наших времен. И на даче в Волынском, и в другой резиденции вождя в Семеновском до сих пор сохранилась импортная сантехника, более всего напоминающая немецкие образцы конца 1930-х годов.

В конце жизни у Сталина начались проблемы с лишним весом, и тогда в санузле на Ближней даче появились весы. И не советские, с гирьками, а немецкие, сделанные по лучшим технологиям своего времени. 

До конца 1940-х годов Сталин предпочитал бриться самостоятельно. В начале 1930-х у него еще была опасная бритва Solingen немецкого производства. В середине 1930-х “вождь народов” временно перешел на самостоятельное бритье безопасной бритвой Gillette. Там же, в санузле, были еще два предмета бытовой техники иностранного производства. Это переносной белый калорифер и электрический водонагреватель накопительного типа фирмы Siemens Schuckertwerke GmbH, сейчас более известной как Siemens AG. 

После водных процедур, бритья и важного разговора по телефону можно было и закурить. У Сталина было несколько трубок, в том числе и известной фирмы Dunhill. Милован Джилас, вице-президент Югославии, бывавший у вождя в военные и послевоенные годы, вспоминал о его трубке Dunhill с фирменным знаком — белой точкой. Такие трубки были и у других известных людей: Уинстона Черчилля, Оскара Уайльда, Редьярда Киплинга. Любопытная подробность: Сталин курил еще и гаванские сигары, а также болгарские папиросы “Люкс”.

Отправляясь в Кремль, Сталин надевал свой знаменитый китель, в котором было специальное кольцо для крепления пистолета. Пистолетов у него было несколько, в том числе и зарубежного производства: Walter, Browning, Mauser. “Вальтеров” было не менее шести штук, в том числе и модели РРК, как у Джеймса Бонда, а “маузеров” — два.

У камина в Большом зале Ближней дачи до сих пор стоит английская радиола, подаренная Сталину Черчиллем. Другое подобное многофункциональное устройство, тоже импортное, есть на втором этаже дачи. Им могли пользоваться Мао Цзэдун и другие гости Хозяина. Кстати, рояль, на котором играл, услаждая слух генерального секретаря, его соратник Андрей Жданов, тоже был импортным. Этот прекрасный инструмент американской фирмы “Стейнвей и сыновья” сохранился на Ближней даче до сих пор.

С 1919 по 1947 год Сталин перемещался исключительно на автомобилях зарубежного производства. Он больше всего любил марку Rolls-Royce. А с 1934 года наступила эпоха автомобилей Packard, которые очень нравились Сталину своим монументальным дизайном, мощью и отличной бронезащитой. Не случайно первый советский бронированный автомобиль ЗИС-110Э был внешне очень похож на Packard 8 Touring Sedan. Практически 10 лет Сталин передвигался на этих скоростных и защищенных от пуль и осколков гранат машинах.

Многие из импортных вещей Сталина дожили до наших времен. И на даче в Волынском, и в резиденции вождя в Семеновском до сих пор сохранилась импортная сантехника, более всего напоминающая немецкие образцы конца 1930-х годов



У  Никиты Хрущева, как и у Сталина, были швейцарские часы, правда, не карманные, а наручные, и не золотые, а лишь позолоченные. Зато это, по воспоминаниям сына главы советского государства Сергея Хрущева, была модная “механика” с автоподзаводом (первые наручные часы такого типа выпустила фирма Rolex в 1931 году, но популярными они стали в начале 1950-х). Из швейцарских вещей у первого секретаря ЦК КПСС был еще купленный во время визита в Женеву небольшой универсальный нож Victorinoх с несколькими лезвиями, который он использовал до самой смерти.

Дома и на даче Хрущева окружала зарубежная аудио- и видеотехника. Из отечественных были подаренный к 70-летию членами Президиума ЦК тяжеленный рижский телерадиокомбайн и портативный приемник “Сокол”. Хрущев любил слушать новости, гуляя по даче. Центральное место в качестве “медиацентра” занимало огромное зарубежное изделие, о котором вспоминал Сергей Хрущев: “На дачу перевезли телерадиокомбайн, подарок президента Египта Насера. Телевизор в нем был черно-белый, но с очень четким изображением. Перед экраном стояло удобное кресло со скамеечкой для ног. Кроме телевизора, в комбайн были вмонтированы приемник и магнитофон. Именно на него отец начал диктовать свои мемуары”.

Зато в выборе одежды Хрущев отличался крайним аскетизмом. Человеку, который хоть чуть-чуть разбирается в моде, достаточно было посмотреть на фотографии главы КПСС, чтобы определить, что его одеяния шили у нас. Алексей Сальников, ветеран органов госохраны, рассказывал, что первому секретарю ЦК, как и другим высшим руководителям, одежду шили в специальном ателье. 

Единственным американским изделием в “арсенале” Хрущева был станок фирмы Gillette, которым он брился с начала 1960-х. Потом, на пенсии, перешел на бритье более удобной для него электробритвой немецкой фирмы Braun.

А настоящей роскошью был фотоаппарат Никиты Сергеевича, которым он снимал в последние годы жизни, — профессиональный аппарат, причем самой продвинутой в то время шведской фирмы Hasselblad. 


Водонагреватель и калорифер Siemens на сталинской даче в Волынском

Леонид Ильич Брежнев, генеральный секретарь ЦК КПСС, до конца 1960-х годов одевался “как все”, то есть пользовался услугами спецателье на Кутузовском проспекте, а потом его обшивал модельер Александр Игманд, которого генсек для удобства произношения именовал Зигмундом. Каких-либо модных тенденций Леонид Ильич не придерживался. Хотя некоторые импортные вещи, особенно облегчавшие процесс одевания, ему нравились. Например, он в середине 1970-х “попался” на одну “модную штучку”. Виктор Суходрев вспоминал, что кто-то показал Брежневу галстук-прищепку. Это галстук с готовым узлом фабричного изготовления, который держался на рубашке за счет пришитого к верхней части узла специального пластмассового крючка и двух узких длинных “крылышек”, отходящих влево и вправо от узла. Крючок цеплялся за верхний край рубашки, а крылышки подсовывались под воротник. В принципе это были дешевые галстуки для бедных или слишком ленивых. Но Брежнев потребовал привезти ему такие.

Генеральный секретарь был большим любителем автомобилей и все подаренные ему машины опробовал лично. А машины были высшего класса: Rolls-Royce, Cadillac, Oldsmobile, Nissan President. А еще были Mercedes, Lincoln и автомобили производства других флагманов автостроения. За руль отечественных машин “Чайка” и ЗИЛ Брежнев сам не садился. Его преемники вплоть до Ельцина сами автомобили не водили, а Борис Николаевич все-таки поездил сначала на “Москвиче”, а потом на BMW 750 и внедорожнике Chevrolet. Со второй половины 1990-х регулярное использование отечественных автомобилей высшими должностными лицами государства прекратилось. И сегодня уже никто не задумывается о том, какие костюмы, ботинки, часы и головные уборы они носят. Разве что вспыхнет дискуссия о том, правильно ли использовать “вражеский” iPhone или откуда появились дорогущие часы. Вспыхнет, да и затухнет...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter