Брэнду «Спартак» визы не требуются!

Наши товары – конкурентны!
Наши товары – конкурентны!

Этот коллектив по–хорошему амбициозен и деловит. Люди — искренние патриоты своего предприятия. Молодые стремятся постичь секреты мастерства. Те, кто постарше, щедро делятся опытом. За фабрику они горой. Потому что чувствуют поддержку и с ее стороны. Не только на производстве, но и в быту. Поэтому и детям советуют приходить сюда работать...

Это я о работниках Гомельской кондитерской фабрики ОАО «Спартак».

Совпадение интересов

Генеральному директору СП ОАО «Спартак» Андрею Баранову всего 28. Поначалу настораживаешься — по силам ли? Однако в обстоятельном разговоре никаких лозунгов. Логика и конкретика. Руководитель спокойно излагает экономические реалии. Видно — стремится мыслить масштабно. А слова «с точки зрения законов мировой экономики» — не просто фигура речи. За ними знание и понимание сути...

— Если быть непредвзятым и отвлечься, то, на мой взгляд, «Спартак» — это весьма удачная инвестиционная модель: зарубежный капитал и социальная политика государства нашли общие интересы. Мы говорим об оправданности эксперимента девятилетней давности, когда 36 процентов акций было реализовано американскому инвестору. Бывшему соотечественнику, кстати. Андрей Баранов продолжает перечислять слагаемые «оправданности»: 51 процент акций у трудового коллектива, 13 — у государства. Спросите, что полезного в этой тройственности?

— Все заинтересованы в наилучшем раскладе событий, — в глазах у моего собеседника даже появляется азарт. — Работающие голосуют за решения умом и сердцем — как за свое, потому что это их предприятие. Государство старается помочь и оказывает поддержку по максимуму, потому что это белорусское предприятие. И зарубежный инвестор тоже старается — помогает финансовыми вливаниями, потому что это его стабильное предприятие.

Все очень органично, считает директор: сложилось современное производство, отвечающее запросам рынка. Надо лишь работать в параллели с прогрессом. Фабрика давно живет в режиме международных систем качества. Ежегодно в модернизацию производства «Спартак» в среднем вкладывает более 2,5 миллиарда рублей. Тот же инвестор за постоянное обновление, потому основная часть прибыли (получаемая регулярно при рентабельности 12 процентов) идет на техническое перевооружение.

Ныне, например, «Спартак» стоит на пороге глобальных перемен. Последний раз подобное фабрика переживала в конце 80–х. Цена вопроса — 20 миллиардов рублей. Конечный результат — абсолютно новый шоколадно–конфетный цех. Аналогов ему в Беларуси пока нет. Его планируют запустить в конце года. Рывок, правда, потребовал снижения объемов выпуска продукции, но авторы проекта утверждают: в будущем году «Спартак» не только наверстает, но и приумножит.

— Сейчас заметно падает спрос на дешевую карамель, некогда популярные вафельные конфеты, — объясняет Андрей Баранов. — Отечественный и зарубежный покупатель хочет особенного и за деньгами не стоит.

К вопросу о традициях и новациях

Обещание дать бой известным зарубежным маркам лично меня настораживает. Директор успокаивает: адаптация к иностранным вкусам — это не удар по традициям. Брэнд «Спартака» — только натуральные ингредиенты — остается непререкаемым.

— Какао–бобы — это же непростительно дорого, — затеваю спор, вспоминая расхожий аргумент в пользу заменителей.

— Дорого, — соглашается Баранов. — Однако настоящий шоколад — это наше лицо. Изменив главному, потеряем больше, — мой собеседник дает понять, что это не комментируется. — Нам ведь покупатели по–прежнему пишут письма — теперь уже электронные. На днях из Нью–Йорка получил от бывшего соотечественника: «Спасибо за возвращение в детство, такой грильяж мне еще мама покупала». Просто нужно искать другие способы экономии, чтобы цена оставалась доступной.

Разумеется, ищут. За счет замены устаревшего оборудования, внедрения энергосберегающих технологий, оптимизации труда, развития сети фирменной торговли. Пока стратегия не давала сбоя. Мне вспомнилась ситуация, когда белорусский рынок захлестнула волна дешевой украинской карамели. Да, с демпингом борются по–разному. Своего производителя нужно защищать. Но и от него многое зависит. Если его продукция популярна и разнообразна, тогда и государству действовать легче. На «Спартаке» это отлично понимают. Поэтому очень внимательно относятся к запросам потребителя.

Килограммовый горький шоколад в пергаменте и набор «Спадчына Беларусi» стали хитами сезона. Сейчас на фабрике готовят еще несколько сюрпризов. Из ближайших — набор «Изумрудная мечта», навеянный письмами белорусских, американских и российских покупателей. Вкусы совпали в просьбе собрать в одной упаковке лучшие образцы конфет с грильяжной начинкой. Соберут. А еще будет фабричная «горячая линия», чтобы покупатель в любую минуту мог поговорить по душам с производителем. «Хочется знать все, что о нас думают и со знаком плюс, и со знаком минус», — объясняет мне Баранов.

О мобильности

Кондитерской фабрике «Спартак» не впервой преодолевать трудности на российском рынке. Впрочем, как и на любом другом. Всякий рынок спешит защитить свое, родное. До сих пор спартаковцы брали качеством и вкусом. Четверть с лишним продукции приходилось на российского потребителя. Но события прошлого года здорово встряхнули гомельских кондитеров.

Новое требование сменить названия изделий, выпускаемых «Спартаком» с советских времен, но запатентованных российскими кондитерами, аукнулось сегодняшней потерей поставок соседям. Сейчас на предприятии в разгаре процесс переименования. Однако сменить «вывески» — это еще не все. Теперь к новым гомельским изделиям нужно заново приучать покупателя.

Вот только российский бизнес, вращающийся в кондитерском мире, заново знакомить с гомельской фабрикой не надо. Тамошний капитал проявляет определенный интерес к «Спартаку». Предложения звучали. Но держатели акций предприятия на эти идеи пока не откликаются. Почему? Сложившаяся модель, говорят, и без того самодостаточна. Все стороны бережно относятся к интересам друг друга. У того же инвестора, например, не возникает вопрос, а зачем столько рабочих рук при переходе к более технологичному производству? Коллектив 2,5 тысячи человек годами стоит на этой оптимальной отметке. К роскоши не относят бесплатное питание для работающих, ссуды за счет предприятия на строительство жилья, содержание базы отдыха, общежитий и детского сада. Да и кроме всего прочего, есть ли смысл менять конфигурацию, если предприятие стабильно работает? Логично ведь продать только то, что не вписывается в рыночные реалии...

— Происходящее отнюдь не означает, что мы ослабим внимание к российскому рынку, — уточняет Андрей Баранов. — Продолжаем поставлять свою продукцию. Работаем над получением лицензий. Другое дело, что эти события ускорили смену акцентов в маркетинговой политике предприятия.

Уже за первое полугодие экспорт в дальнее зарубежье не только частично компенсировал потери на российском рынке, но и на порядок превысил прошлогодние объемы. Все за счет стремительного продвижения в новых направлениях. Потребители Азербайджана, Грузии, Монголии, Казахстана теперь партнеры «Спартака». Ведь очень многим людям там вкус хорошего — спартаковского — шоколада тоже знаком с детства. А вот грекам он не был знаком. До недавнего времени. Но, попробовав гомельские конфеты на одной из международных выставок, греческие бизнесмены всерьез задумались о сотрудничестве. Хороший товар границ не знает.

Фото БЕЛТА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter