Бренд зовет

Как повысить привлекательность нашей страны и увеличить туристический поток

В Беларуси выбирают туристический бренд. На общественное обсуждение предложено 17 вариантов. До середины декабря белорусы смогут проголосовать за понравившийся вариант на сайте Национального агентства по туризму. Окончательное решение по концепции примет экспертный совет. Как повысить привлекательность нашей страны и увеличить туристический поток, об этом рассуждают эксперты “НГ”.

Фото Алексея Столярова

Не формально о содержании

Валентин Цехмейстер, директор Республиканского союза туристических организаций

Фото Павла Чуйко
С каждым годом Беларусь становится все более привлекательной для туристов. С февраля 2017 по октябрь 2018 года в нашу страну без визы прилетело более 155 тысяч иностранцев из 71 страны. Да, нам нужен свой бренд и логотип, но в то же время мы должны понимать: презентуя страну на мировом туррынке, следует представлять не только логотип, но и качественный туристический продукт, создавать благоприятные условия, которые удовлетворят спрос гостей.

Сервис — надо это признать — у нас порой хромает. Накануне праздников самым популярным направлением у детей и взрослых станет Беловежская пуща. Усадьбы, рестораны, поместье Деда Мороза — все сделано на высшем уровне. А вот инфраструктуры недостаточно. От Минска до Национального парка четыре часа езды. Но, к сожалению, придорожных кафе катастрофически не хватает.

Другой пример. Привозят группу туристов в Брест. Знакомят с достопримечательностями города, а затем и области: показывают Пружаны, Ружаны, Косово с уникальными старинными застройками. Но потом (чаще всего из-за нехватки приличных гостиниц) отвозят гостей обратно в областной центр.

Приезжают к нам и бывшие наши граждане, уехавшие за рубеж. Родина для них осталась местом силы — пройти по дорогим сердцу тропинкам детства, навести порядок на могилах родных... Для таких туристов нужно создавать все условия. Но гости в родных краях обычно задерживаются не надолго — заедут на день-другой и обратно к себе. Почему? Есть повод задуматься. Вспомните летние злоключения 51-летней велопутешественницы из Бразилии в Беларуси. В двух словах: иностранка не смогла зарегистрироваться в отделении миграции в Бресте: ее просто не понимали. Женщина объяснялась на португальском, испанском, английском, французском, но все тщетно. Она развернулась и уехала в Польшу. Хорошо, что у истории счастливый конец: через несколько дней бразильянка все же вернулась и дала Беларуси второй шанс. 

Особый разговор о столице. В Минске покормить иностранных гостей с утра пораньше практически негде. Турфирмы не раз отмечали: не прочь привести гостей в то или иное кафе, ресторан, но к ним попросту нет подъезда или стоянки для транспорта.

Конечно, не будем умалять того, что сделано (а сделано немало) для приезжих. В Минске все больше указателей на английском, названия станций метрополитена написаны и на латинице, остановки объявляют на двух языках. В автобусе № 1 работает проект “Минск экскурсионный”, где можно послушать о городских достопримечательностях, встречающихся на маршруте. По столице курсирует двухэтажный туристический автобус Minsk City Tour. Рассказ о городе можно послушать на белорусском, русском, английском, немецком, французском, испанском, итальянском и китайском языках.

Правда, порой в погоне за количеством мы забываем о качестве. В нашей столице много четырех- и пятизвездочных гостиниц, которые заполнены далеко
не полностью. В странах Запада ставку делают на трехзвездочные отели с доступными по цене номерами, уютные хостелы, которые будут по карману и молодежи, и пенсионерам. Высокую планку в сфере обслуживания задали известные зарубежные игроки DoubleTree by Hilton, “Мариотт”. Чтобы не растерять клиентов, нашему сервису пора менять привычные стандарты, которые порой остались с советских времен. 

Болевая точка — наличие придорожной инфраструктуры. А ведь строительство автокемпингов можно привязать к местам проведения масштабных туристско-привлекательных событий и фестивалей. Например, фестиваль Viva Braslav на Браславских озерах, который собирает тысячи людей.

Да и в целом в курортный сезон по трассе через Браслав проезжает огромное количество автомобилей. Нужно работать над тем, чтобы водители не проносились мимо, а делали остановку, хотели отдохнуть в здешних местах, получить гастрономические впечатления. Сегодня набирает обороты популярное движение — караванинг. Но стоит признать, что оборудованных кемпинговых стоянок со всеми удобствами в стране явно не хватает. 

Бесспорно, бренд имеет значение. Туристическая “упаковка” повышает привлекательность отечественных локаций. Но не надо путать вторичное с первичным. Вспомните надкусанное яблоко — эмблему компании Apple, но не за одну же картинку у гаджетов миллионы фанатов? 

И еще: одно дело — бренд создать, другое — его продвигать, работать с ним дальше. Туристические сервисы снимают красочные видеоролики, по городу развешивают билборды. Однако этого недостаточно. Страны с большим потоком туристов активно работают с онлайн-платформами. Например, с помощью популярного американского сайта путешествий TripAdvisor пользователи могут спланировать поездку в любую точку мира. Сайт работает в 45 странах, у него 315 миллионов уникальных посетителей ежемесячно. Впрочем, успехи есть и у нас. В рамках Госпрограммы “Беларусь гостеприимная на 2016—2020 годы” разработан портал VETLIVA, на котором можно без проблем забронировать гостиницу или заказать экскурсию из любой точки мира. Сайт ежедневно посещает более 4 тысяч человек. И это наша, хотя и небольшая, но победа. 

Магнит для туриста

Оксана Нехайчик, депутат Палаты представителей

house.gov.by
На сайте Национального агентства по туризму уже представлено немало концепций нашего бренда. Тут и национальные узоры в виде орнамента, и могучий зубр, и нежный василек. Рядом слоганы с призывами открыть новую страну и получить неподдельные эмоции, поделиться впечатлениями, совершить путешествие во времени, познакомиться с гостеприимными людьми. 

Цвета-фавориты — зеленый, синий и красный. 

Работы неплохие, но, пожалуй, соглашусь с одним из членов жюри — ни одна из них до глубины души не цепляет и не является идеальной с точки зрения визуализации. Думаю, в создании привлекательного и успешно работающего бренда необходимо использовать опыт других стран, где уже давно ведутся и активно применяются подобные разработки.

Кто-то скажет, что бренд — мелочь. Не соглашусь. Как корабль назовешь, так он и поплывет. Из 195 стран у 146 есть свои узнаваемые слоганы, логотипы. Чем мы хуже? 

Взять бренд Испании — туристический логотип в виде солнца, окруженный цветами национального флага. Мы за секунды погружаемся в атмосферу Испании с ее размеренным, неторопливым стилем жизни. Слоган I need Spain как бы говорит туристам — “Испания, ты мне нужна”, пришло время погреться на солнце. Кстати, логотип испанского туризма вызывает ассоциации с картиной знаменитого каталонского художника Жоана Миро “Солнце”. 

Land of stories — “Земля историй” — так позиционирует себя на туристском рынке Чехия. Сразу представляешь сказочные города, готические шпили башен, таинственные истории и легенды. Интересный слоган у страны-соседки Польши — Move Your Imagination — “Включи свое воображение”. В самом логотипе отражены мотивы польского фольклора, облики архитектурных жемчужин, все ненавязчиво переплетается с важными историческими моментами. 

Разработка туристического бренда России велась два года. Проект проходил на конкурсной основе: на народное голосование выставили 480 логотипов и
600 слоганов. Авторы победившей концепции называют ее картой России с чертами конструктивизма и супрематизма. 

Бренд страны — это в первую очередь сильная идея, удачно подмеченная изюминка. Уникальные традиции, обряды, праздники — вот то, чем мы можем удивить даже искушенных гостей. Для иностранцев наши деревянные хатки, сельский быт — экзотика, отдых для души, подпитка позитивной энергетикой. Кстати, раскрученный логотип страны помогает продавать собственные товары.

Замечаю, что наши граждане не так часто выбирают отдых в родных местах. Доходит до абсурда: туристы с восторгом рассказывают о белорусских местечках, о которых мы даже не слышали. Давайте разворачиваться к своему наследию! Создание бренда помогло увеличить туристические потоки во многие страны — Таиланд, Индию, Грузию. Турист любил глазами, а у нас есть что посмотреть и чем удивить: пуща, болота, заповедники, богатое культурное наследие, развитая спортивная инфраструктура. Но нужно придумать, как все самое лучшее объединить одним слоганом.

В следующем году мы принимаем II Европейские игры. Не за горами чемпионат мира по хоккею. Без турбренда не обойтись. В сознании гостей наша страна должна ассоциироваться с ярким образом.

Беларусь все чаще попадает в списки стран, наиболее привлекательных для гостей. Например, в прошлом году мы заняли третье место в номинации “Гастрономический агротуризм” в рейтинге Nаtiоnаl Gеоgrарhiс Trаvеlеr Аwаrds. И нужно не терять лидирующих позиций и делать все для того, чтобы к нам хотелось возвращаться снова и снова.  Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Новости