Бренд имеет значение

От чего зависит развитие внутреннего туризма

Факт остается фактом — мы не часто выбираем отдых в родных местах. Хотя Беларусь все чаще попадает в списки стран, наиболее привлекательных для туристов. Например, в прошлом году мы заняли третье место в номинации “Гастрономический агротуризм” в рейтинге Nаtiоnаl Gеоgrарhiс Trаvеlеr Аwаrds. Какие маршруты предлагаются в 2018 году? Об этом в беседе с директором Республиканского союза туристических организаций Валентином Цехмейстером.

Фото БЕЛТА

— Валентин Викторович, как сегодня развивается внутренний туризм?

— По данным Минспорта и туризма ежегодно по стране путешествует один миллион наших граждан. Туристическая отрасль помогает увеличивать занятость в небольших городах и деревнях, тем самым улучшая условия жизни на местах. В 2004 году у нас была принята первая Национальная программа развития туризма, придавшая серьезный импульс отрасли. В рамках Госпрограммы “Беларусь гостеприимная на 2016—2020 годы” разработан портал VETLIVA, на котором можно без проблем забронировать гостиницу или заказать экскурсию. Конечно, нерешенных вопросов еще много: из ключевых — слабое развитие инфраструктуры. 

— Качество сервиса — болевая точка. Многие сетуют на то, что он заканчивается на уровне выдачи ключей от номера. Что мешает нашим гостиницам создать современные условия для посетителей? 

— Не нужно гнаться за количеством, давайте обратим внимание на качество. К чемпионату мира по хоккею в Минске выросли четырех-, пятизвездочные гостиницы. Да, на время спортивного праздника они были заполнены, но сейчас пустуют. Столице не хватает трехзвездочных отелей с доступными по цене номерами, уютных хостелов, которые будут по карману и молодежи, и пенсионерам. 

Порой кажется, что наш сервис живет по своим стандартам, которые не менялись с советских времен. Сегодня к нам пришли известные зарубежные сети отелей Мариотт, DoubleTree by Hilton. Они задали довольно высокую планку в сфере обслуживания, и чтобы не потерять клиентов, нашим гостиницам нужно подтягиваться, внедрять у себя европейский сервис. 

— Страны ЕС могут похвастаться многочисленными средневековыми соборами, старинными замками, роскошными парками и музеями. У нас более скромное архитектурное наследие, но оно не ограничивается Несвижем, Миром, Августовским каналом. В Беларуси много уютных, самобытных городов и местечек. Но что говорить о приезжих, если мы сами зачастую о них не слышали. Нашему культурному наследию не хватает рекламы?

— Из 195 стран у 146 есть свои узнаваемые слоганы, логотипы. Некоторые страны уже несколько раз их поменяли, а мы так и не придумали. Но, как говорил Конфуций: “Ничего не бывает рано, ничего не бывает поздно, все бывает только вовремя”. Как раз сейчас Нацагенство по туризму проводит конкурс по созданию туристического бренда Беларуси. Ждут оригинальные эскизы логотипа, яркие слоганы, лучшие в конце года представят на суд граждан.

В стране-соседке лозунг звучит так — “Литва. Это реально красиво” (Lithuania. Real is Beautiful). У нас можно было бы акцентировать внимание на нашем географическом положении, ведь Беларусь — сердце Европы. Появление бренда даст серьезный стимул для продвижения, позиционирования, популяризации внутреннего и въездного туризма. 

— У иностранцев вызывают неподдельный интерес уникальные традиции, обряды и праздники Беларуси. Для гостей наши деревянные хатки и сельский быт — экзотика. Сегодня агроэкотуризм — приоритетное направление? 

— Если в 2006 году на всю страну было всего лишь несколько десятков агроусадеб, то сегодня их около 2500. Большую работу в развитии этой сферы проделала Валерия Клицунова —председатель правления БОО “Отдых в деревне”. Для местных властей и региона в целом агроэкотуризм служит притоком средств, помогает развитию инфраструктуры и созданию новых рабочих мест. Многие горожане приезжают в сельские домики, чтобы отдохнуть от шумного мегаполиса, набраться сил и энергии. В усадьбах пользуются популярностью услуги по проведению свадеб, презентаций, юбилеев. Создаются и кластеры. Ведь в одном месте трудно собрать все изюминки сельского отдыха: у одних есть конная ферма, у других — сыроварня, у третьих — пасека. В любом случае ставку нужно делать на уникальность. 

— Какие новые маршруты Беларусь готова предложить в этом году?

— На весенней международной ярмарке услуг “Отдых-2018” презентовали более двух десятков новых туристических маршрутов по нашей стране. Среди них экскурсии по усадьбам западного Полесья, веломаршрут по Новогрудскому району, посещение гомельского ювелирного завода “Кристалл”... В Беларуси появляются исторические, гастрономические, экологические, детские, промышленные туры на любой вкус и кошелек. 

У иностранцев пользуются популярностью туры по районам, завязаным в одно туристическое кольцо, которые позволяют туристам посетить самые интересные места области за один день. Летом в топе турнаправлений отдых на природе, турпоходы, сплавы на байдарках. Популярное в Европе движение — караванинг — активно развивается и у нас. Ежегодно международный слет путешественников на автодомах проходит на Минщине — на берегу озера Селява. В прошлом году в нем участвовали автотуристы из десяти стран. Импульс развитию караванинга может придать продление безвизового режима до 15 дней. Но стоит признать, что оборудованных кемпинговых стоянок со всеми удобствами в стране явно не хватает. 

— 2018 год в нашей стране объявлен Годом малой родины. Многие состоятельные и успешные белорусы, кто живет за рубежом, не спешат инвестировать в развитие родных городов и деревень. Как исправить ситуацию?

— У нас встречаются случаи, когда белорусские бизнесмены покупали и восстанавливали заброшенные деревни, но таких фактов очень мало. Нужно показать частному инвестору, что туристическая отрасль перспективна. Если бизнес поймет, что на гостеприимстве можно неплохо зарабатывать, то дела пойдут в гору. 

ЦИФРЫ 

• Согласно последнему отчету Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), в 2017 году активнее других наращивали капитальные инвестиции в сферу туризма Монголия (прирост 22,6%), Оман (19,7%), Непал (19,1%), Вьетнам (19%), Венгрия (17,9%), Черногория (16,2%), Беларусь (16,1%) и Албания (15,8%).

• В прошлом году 282 694 иностранных туристов посетили нашу страну. Чаще всего в Беларусь приезжали ( без учета стран СНГ) из Литвы, Польши , Латвии, Китая, Германии, Эстонии. 

(по данным Белстата)

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
ТЕГИ:
Загрузка...