
— Валентин Викторович, как сегодня развивается внутренний туризм?

— Качество сервиса — болевая точка. Многие сетуют на то, что он заканчивается на уровне выдачи ключей от номера. Что мешает нашим гостиницам создать современные условия для посетителей?
— Не нужно гнаться за количеством, давайте обратим внимание на качество. К чемпионату мира по хоккею в Минске выросли четырех-, пятизвездочные гостиницы. Да, на время спортивного праздника они были заполнены, но сейчас пустуют. Столице не хватает трехзвездочных отелей с доступными по цене номерами, уютных хостелов, которые будут по карману и молодежи, и пенсионерам.
— Страны ЕС могут похвастаться многочисленными средневековыми соборами, старинными замками, роскошными парками и музеями. У нас более скромное архитектурное наследие, но оно не ограничивается Несвижем, Миром, Августовским каналом. В Беларуси много уютных, самобытных городов и местечек. Но что говорить о приезжих, если мы сами зачастую о них не слышали. Нашему культурному наследию не хватает рекламы?
— Из 195 стран у 146 есть свои узнаваемые слоганы, логотипы. Некоторые страны уже несколько раз их поменяли, а мы так и не придумали. Но, как говорил Конфуций: “Ничего не бывает рано, ничего не бывает поздно, все бывает только вовремя”. Как раз сейчас Нацагенство по туризму проводит конкурс по созданию туристического бренда Беларуси. Ждут оригинальные эскизы логотипа, яркие слоганы, лучшие в конце года представят на суд граждан.
— У иностранцев вызывают неподдельный интерес уникальные традиции, обряды и праздники Беларуси. Для гостей наши деревянные хатки и сельский быт — экзотика. Сегодня агроэкотуризм — приоритетное направление?
— Если в 2006 году на всю страну было всего лишь несколько десятков агроусадеб, то сегодня их около 2500. Большую работу в развитии этой сферы проделала Валерия Клицунова —председатель правления БОО “Отдых в деревне”. Для местных властей и региона в целом агроэкотуризм служит притоком средств, помогает развитию инфраструктуры и созданию новых рабочих мест. Многие горожане приезжают в сельские домики, чтобы отдохнуть от шумного мегаполиса, набраться сил и энергии. В усадьбах пользуются популярностью услуги по проведению свадеб, презентаций, юбилеев. Создаются и кластеры. Ведь в одном месте трудно собрать все изюминки сельского отдыха: у одних есть конная ферма, у других — сыроварня, у третьих — пасека. В любом случае ставку нужно делать на уникальность.
— Какие новые маршруты Беларусь готова предложить в этом году?
У иностранцев пользуются популярностью туры по районам, завязаным в одно туристическое кольцо, которые позволяют туристам посетить самые интересные места области за один день. Летом в топе турнаправлений отдых на природе, турпоходы, сплавы на байдарках. Популярное в Европе движение — караванинг — активно развивается и у нас. Ежегодно международный слет путешественников на автодомах проходит на Минщине — на берегу озера Селява. В прошлом году в нем участвовали автотуристы из десяти стран. Импульс развитию караванинга может придать продление безвизового режима до 15 дней. Но стоит признать, что оборудованных кемпинговых стоянок со всеми удобствами в стране явно не хватает.
— 2018 год в нашей стране объявлен Годом малой родины. Многие состоятельные и успешные белорусы, кто живет за рубежом, не спешат инвестировать в развитие родных городов и деревень. Как исправить ситуацию?
ЦИФРЫ
• Согласно последнему отчету Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), в 2017 году активнее других наращивали капитальные инвестиции в сферу туризма Монголия (прирост 22,6%), Оман (19,7%), Непал (19,1%), Вьетнам (19%), Венгрия (17,9%), Черногория (16,2%), Беларусь (16,1%) и Албания (15,8%).
• В прошлом году 282 694 иностранных туристов посетили нашу страну. Чаще всего в Беларусь приезжали ( без учета стран СНГ) из Литвы, Польши , Латвии, Китая, Германии, Эстонии.
(по данным Белстата)