Бремя профилактики

Почему первичная медицинская помощь оказывается «вторичной»...

Почему первичная медицинская помощь оказывается «вторичной», а приметой поликлиник стали очереди, нервотрепка и пресловутые «7 минут на прием»?


  Именно этими вопросами задавалась «СБ» ровно два года назад, сразу после съезда терапевтов. Судя по бурной дискуссии на редакционном сайте, ими до сих пор много кто задается. На днях на первом в истории Беларуси съезде врачей амбулаторной практики обозначились ответы. Выбор фактически сделан. Акценты расставлены. Всем, кто стоит «на передовой», — особая честь и хвала, самой первичной службе — приоритет в медицине. Как с этим обстоит на практике?


«Нет ничего важнее, чем первичная служба! — утверждает гостья съезда, директор российского ЦНИИ организации и информатизации Юлия Михайлова. — Если отодвигать ее на второй план, то получим бездонную бочку для дорогостоящих услуг стационаров». Россияне приводят свои цифры: 200 тысяч смертей в год могли бы избежать, если бы как следует сработало в свое время первичное звено. Звено, в котором начинается и заканчивается 80 процентов всех обращений за помощью, по которому в первую очередь судят о медицине вообще и которое, если постарается, может снять с повестки дня львиную долю проблем. По мнению же одного из разработчиков Национальной программы демографической безопасности профессора ВГМУ Владислава Подпалова, сегодня в руках 18 тысяч белорусских врачей переднего края медицины — все основные ее показатели. Как так? Ведь за прошлый год уже достигнуто немало, достаточно назвать одну цифру: на 4 процента снизилась смертность. Но это, так сказать, сработал административный ресурс. Дальше, через год–два, по задумке, в дело должна вступить профилактика болезней. А это как раз вотчина поликлиник, амбулаторий и т.д. Дело отделений, которые в Беларуси благодаря всеобщей диспансеризации уже есть, четко выстроенной структуры и научно–практического центра, которые еще только подразумеваются.


А сами–то врачи к такой ответственности готовы? Кадровая брешь по–прежнему зияет, а число работающих пенсионеров, отчасти ее прикрывающих, велико — 23,5 процента. При том, что поток больных растет — сегодня каждый житель страны обращается за помощью почти 13 раз за год. Но лишь треть бюджета здравоохранение отпускает на нужды своего «переднего края». Тогда как «пирамидка» должна получаться с точностью до наоборот: 80 процентов — первичному звену,


20 — «больничному». «Полноценная амбулаторная помощь не может быть дешевой, как товар по сниженным ценам», — уверена председатель Республиканского комитета белорусского профсоюза работников здравоохранения Елена Бельская. Если копнуть глубже, то выяснится, что порой и знания хромают (хотя считается, что артериальное давление на приеме измеряют 90 процентам пациентов, лишь каждый четвертый врач, по данным исследования ВГМУ, правильно оценивает полученные цифры). Треть опрошенных готовы, скорее, поверить друзьям, соседям, целителям, а 20 процентов врача первичного звена и за специалиста не считают. Как вообще доктору одному отвечать за профилактику, если большая часть пациентов заявляет, что не хочет ничего в своей жизни менять даже под угрозой верной смерти? И где вы, времена легендарного браславского земского врача Нарбута? Работать ему тогда было и сложнее — на одного медика могло приходиться 100 тысяч (!) потенциальных пациентов, и проще — люди перед ним на улице шапку снимали...


За последние два года, впрочем, многое сдвинулось с мертвой точки. По словам министра здравоохранения Василия Жарко, в ближайшее время будет закрыта кадровая брешь по участковым, в следующем году — по узким специалистам, к 2012 году — все службы должны быть полностью укомплектованы. На карандаше уже и вечная проблема очередей. Их, показывает анализ, можно было сократить уже за счет выписки справок и профосмотров, отнимающих у врача добрую треть часа. Специалисты сейчас готовят предложения, как упорядочить эту бумажную круговерть. Все это, конечно, правильно и хорошо. Но будущее немного туманно. Когда именно первичная служба ощутит себя первичной в полном смысле слова? Когда наконец появится закон о здоровье народа, который депутаты клятвенно обещали подготовить еще два года назад? Объявим ли мы, что отныне переходим на рельсы семейной медицины, или она будет только на селе? Когда в полную силу подключится механизм профилактики?


Справка «СБ»


В первичном звене работают около 18 тысяч врачей, среди которых 2.329 врачей–терапевтов, 525 врачей общей практики, 1.856 участковых педиатров.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter